НАУКА О ДОБРОДЕТЕЛЯХ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель об этике ( гг. до н.э.) Этика от греч. ethos обычай, нрав, характер, образ мыслей Цель этики не познание, а поступки, не обогащение знаниями, а преобразование человека нравственное совершенствование. Этика учит тому, как стать добродетельным. Этика – практическая философская наука, изучающая этические (нравственные) добродетели, их роль в совершенствовании человека и достижении им «цели целей» человеческой жизни – счастья. Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в своём сочинении - «Никомаховой этике».
Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Счастье целиком и полностью определяется образом жизни человека и зависит от него самого. Всякая деятельность предпринимается ради какой-либо цели. Всякая цель, ради которой предпринимается деятельность, есть благо. Высшее благо это цель целей = блаженство, счастье. Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека.
Основание нравственного поведения разум в его единстве с неразумной частью души. Добродетели возникают тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств, а движение чувств согласно с разумом. Основание правильного поведения
Душа Неразумная Разумная Растительная СтремящаясяРассудочная Собственно разумная Неосознанные стремления Нет добродетелей Аффекты Этические добродетели Слушающая Интеллектуальные добродетели (Мужество, щедрость, умеренность и др.) (Мудрость, рассудительность, сообразительность.) (развиваются благодаря обучению) (рождаются из привычек-нравов)
Добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель есть «способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствии и страдании, а порочность это ее противоположность». Аристотель о добродетели
Порок - недостаток Добродетель - середина Порок - излишек Трусость Мужество Безрассудная отвага Бесчувственность Благоразумие Распущенность Скупость Щедрость Расточительность, мотовство Приниженность Величавость Спесь Мелочность Великолепие Безвкусная пышность Нечестолюбие Уравновешенное честолюбие Честолюбие Безгневность Ровность Гневливость Притворство Правдивость Хвастовство Неотёсанность Остроумие Шутовство Зловредность Дружелюбие Угодничество Робость Стыдливость Беззастенчивость Злобная зависть Негодование Злорадство Убыток Справедливое равенство, правосудие Нажива
«Золотая середина» является главным критерием добродетели в этическом учении Аристотеля, она тождественна совершенству: ошибаться можно различно, а действовать правильно только одним путем. Мера порочности определяется в соответствии с мерой удаленности от середины мерой избытка или недостатка.