МихаилВасильевичЛомоносов( )
Михайло Ломоносов 300 лет со дня рождения Презентация учащихся 10»А» класса МОУ СОШ 8 г. Пересвет Астафьевой Юлии Руководитель Проскурина Л.Н.
Михайло Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник - мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Он был величайшим поклонником мозаики и последние семнадцать лет своей жизни самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством вплоть до самой смерти. Михаил Васильевич Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник - мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Он был величайшим поклонником мозаики и последние семнадцать лет своей жизни самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством вплоть до самой смерти.
Мозаичный портрет Михайло Ломоносова
Итальянская мозаика Мозаика в переводе (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта. Мозаика в переводе (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта. Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки. Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.
Византийская мозаика
Своими мозаичными узорами славился г.Монреаль(Кафедральный собор)
«Плачущий апостол Петр» В1746 году несколько мозаичных работ привез из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. В1746 году несколько мозаичных работ привез из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Химическая лаборатория Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д. Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.
Смальты В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру Первому- «Полтавской баталии» В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру Первому- «Полтавской баталии»
Стекольного производство Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 г. он добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), где были все условия для организации стекольного производства. Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 г. он добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), где были все условия для организации стекольного производства. Весной 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы началось строительство фабрики, которое было в основном завершено к лету следующего года. Весной 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы началось строительство фабрики, которое было в основном завершено к лету следующего года. Начиная строительство фабрики в Усть- Рудице, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа Начиная строительство фабрики в Усть- Рудице, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа
Открытие стеклянной фабрики в Усть- Рудице
Опыты М.В.Ломоносова М.В. Ломоносов доказал, какие металлы окрашивают стекло в тот или другой цвет. Например, никель окрашивает стекло в фиолетовый или коричневый цвет, хром в желто-зеленый, кобальт в синий, марганец в фиолетовый. Если ввести в стекло одновременно 2 или 3 красителя, можно получить промежуточные цвета. Так, для того, чтобы получить зеленое стекло, надо ввести в стекло вместе и медь и хром, если распылить золото, то получается рубиновый цвет. М.В. Ломоносов доказал, какие металлы окрашивают стекло в тот или другой цвет. Например, никель окрашивает стекло в фиолетовый или коричневый цвет, хром в желто-зеленый, кобальт в синий, марганец в фиолетовый. Если ввести в стекло одновременно 2 или 3 красителя, можно получить промежуточные цвета. Так, для того, чтобы получить зеленое стекло, надо ввести в стекло вместе и медь и хром, если распылить золото, то получается рубиновый цвет.
Цветное стекло
Тысячи опытов отливки смальт Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе. Уже в марте 1752 г. он закончил первую художественную мозаичную работу образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе. Уже в марте 1752 г. он закончил первую художественную мозаичную работу образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены.
Образ Богоматери
Нерукотворный Спас и БОГ-ОТЕЦ
Работа с учениками Свое мастерство Ломоносов-художник стремился передать ученикам, которых он отбирал из Рисовальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высокохудожественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра I. Свое мастерство Ломоносов-художник стремился передать ученикам, которых он отбирал из Рисовальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высокохудожественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра I.
Мастерская М.В. Ломоносова Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики ( ): сестры Елизаветы - Анны Петровны, Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики ( ): сестры Елизаветы - Анны Петровны, её сына - наследника престола - Петра Фёдоровича, её сына - наследника престола - Петра Фёдоровича, графа Петра Ивановича Шувалова графа Петра Ивановича Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны. и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны.
Анна Петровна и ее сын - наследник престола Петр Федорович Анна Петровна и ее сын - наследник престола Петр Федорович
Елизавета Петровна и граф Воронцов
Александр Невский и Екатерина Вторая
Планы М.В.Ломоносова В 1758 г., не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра I. Однако рассмотрение Ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. С приходом к власти Екатерины II сановники, поддерживавшие Ломоносова, сошли с политической сцены. Все труднее становилось ученому осуществлять свои художественные планы. Несмотря на многочисленные преграды, в 1761 г. он вместе с помощниками приступил к работе над картиной «Полтавская баталия». Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. К середине 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена. В 1758 г., не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра I. Однако рассмотрение Ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. С приходом к власти Екатерины II сановники, поддерживавшие Ломоносова, сошли с политической сцены. Все труднее становилось ученому осуществлять свои художественные планы. Несмотря на многочисленные преграды, в 1761 г. он вместе с помощниками приступил к работе над картиной «Полтавская баталия». Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. К середине 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена.
Полтавская баталия
Мозаика фабрики цветного стекла М.В.Ломоносова
Голова Старика С 1767 по 1769 год из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло несколько превосходных мозаичных картин, в том числе «Голова старика» с оригинала «славянского живописца Рембрандта».
Апостол Петр Апостол Петр – одна из последних работ М.Ломоносова Апостол Петр – одна из последних работ М.Ломоносова
Обращение М.В.Ломоносова к потомкам « О Вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих. Каких зовет из стран чужих. …О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать.» Невтонов Российская земля рождать.»