- Это совокупность психологических процессов, обусловливающих экономическую деятельность предпринимателя, его внутренние особенности, психологически направленную на систематическое получение прибыли.
- это первичные регуляторы поведения предпринимателя, связанные с восприятием и переработкой информации: Ощущение; Восприятие; Представление; Внимание; Речь; Мышление; И т.д.
Так, например, психологические закономерности внимания чрезвычайно важны при организации рекламы….. от точности и логичности мышления зависят прогнозы экономических параметров…. а умение правильно организовать свою речь важно при продажах и деловых переговорах.
связаны с отношением человека к себе и окружающему миру (чувства, настроения, аффекты). Человек это эмоциональное существо, и этот факт следует обязательно учитывать при ведении бизнеса. При ведении деловых переговоров, во время процесса продажи товаров и услуг, при организации рекламной деятельности следует, помимо применения чисто рациональных доводов, учитывать и эмоции людей, которые могут оказывать существенное влияния на их поведение.
связаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствий. Они играют важную роль на первых этапах предпринимательской деятельности, когда трудности на пути начинающего бизнесмена могут привести его к отказу от первоначальных намерений открыть свое дело.
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми. Например, такое групповое психические состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков или падения акций предприятия.
Помимо негативных групповых психологических состояний, в сфере бизнеса имеются и позитивные, например сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации. Такие психологические состояния являются целью работы психолога на предприятии; а при его отсутствии этими вопросами должен заниматься сам предприниматель. Не менее важную роль в деятельности предпринимателя играют и внутренние индивидуальные состояния: интерес, мотивация, стресс и др.
Это третья группа психических явлений, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Дело в том, что далеко не каждый человек может быть успешным предпринимателем. Кроме того, одни личностные качества могут подвергаться сознательной коррекции, а другие закономерно меняются по мере профессионального роста предпринимателя. Знание всех этих психологических особенностей повышает эффективность деятельности предпринимателя и делает его работу более осознанной.
Переход человека из статуса наемного работника в статус предпринимателя активизируется процессом, который психологи обозначают как мотивация. Мотивацией называют совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности. Потребность – нужда индивида, в тех или иных условиях существования, без которых он испытывает дискомфорт.
Биологические – стремление человека поддерживать свое существование; Социальные – стремление к общению, популярности; Духовные – стремление познать окружающий мир.
а) целеустремленность; б) способность принимать решения и идти на риск; в) мотив достижения к «предпринимательскому успеху»; г) инновативность; д) креативность мышления; е) сила воли. И слабых сторон : а) пассивность, б) неуверенность; в) стандартность мышления; г) избегание неудач; д) экстернальность и др.
а) абсолютная вера в свою идею; б) мудрость и честность; в) уметь принимать и исполнять решения; г) амбициозность; д) острая интуиция; е) брать на себя риск и ответственность; ж) преодолевать неудачи, вдохновлять и вести за собой других
Для каждого дела нужны особенные психологические наклонности. Знаменитый психоаналитик К. Юнг разработал теорию психологических типов для выявления типологических особенностей личности. А к какому типу вы принадлежите? Это можно выяснить, ответив на вопросы теста. Выберите один из двух ответов. 1. Что вы предпочитаете: а) немного личных друзей; б) большую товарищескую компанию. 2. Какие книги любите читать: а) с занимательным сюжетом, событийные; б) с раскрытием переживаний героев. 3. Что можете допустить в поведении других: а) опоздания; б) промахи в делах.
4. Если вы совершили некрасивый поступок: а) остро переживаете; б) острых переживаний нет. 5. Как сходитесь с людьми: а) быстро, легко; б) медленно и осторожно. 6. Считаете ли себя обидчивым: а) да; б) нет. 7. Склонны ли вы хохотать от души: а) да; б) нет. 8. Считаете ли себя: а) молчаливым; б) разговорчивым. 9. Откровенны ли вы: а) да; б) нет. 10. Любите ли заниматься анализом своих переживаний, впечатлений: а) да; б) нет. 11. Находясь в обществе, вы предпочитаете: а) говорить; б) слушать.
12. Часто ли переживаете недовольство собой: а) да; б) нет. 13. Любите ли вы что-нибудь организовывать: а) да; б) нет. 14. Хотелось ли вам вести личный дневник: а) да; б) нет. 15. Быстро ли переходите от решения к исполнению: а) да; б) нет. 16. Легко ли у вас меняется настроение: а) да; б) нет. 17. Любите ли вы убеждать, склонять к своей точке мнения: а) да; б) нет. 18. Ваши движения: а) быстры; б) замедленны. 19. Вас беспокоят возможные неприятности: а) часто; б) редко. 20. В затруднительных случаях: а) спешите обратиться за помощью к другим; б) не спешите обращаться
Подсчет баллов Показатели экстравертсии: 1 б, 2 а, 3 б, 4 б, 5 а, 6 б, 7 а, 8 б, 9 а, 10 б, 11 а, 12 б, 13 а, 14 б, 15 а, 16 а, 17 а, 18 а, 19 б, 20 а. Количество ответов, попавших в этот список, подсчитать и умножить на баллов – интроверты; баллов – амброверты; баллов – экстраверт.
Экстраверты – холерики и сангвиники, легкие в общении, перемещениях, восприятии нового, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, импульсивны, судят о людях по внешности. Интроверты – флегматики и меланхолики, направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, свойственны скрытность и чувство тревожности. Амброверты – люди, обладающие в одинаковой степени признаками экстравертта и интроверта, поэтому им присуща достаточная гибкость в личных отношениях и работе.