Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Причины возникновения рынка : развитие общественного разделения труда ; наличие различных собственников – обособленных товаропроизводителей ; появление товарно - денежных отношений.
Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно изменяло свое содержание. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Схема экономической системы 1
- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене ; - стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли ; - регулирующая функция предполагает обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства ; - функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным " эталоном " при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара ; - функция демократизации хозяйственной деятельности состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей - конкурентов. К числу важнейших функций рынка относятся :
1. выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных " первичных " связей ; 2. уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики ; 3. дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса ; 4. " санитарная " роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств. Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему :
Типы рынка неразвитый свободный регулируемый деформированный
Классификация структуры рынка По экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. По географическому положению Местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. По степени ограничения конкуренции Монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. По отраслям Автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д. По характеру продаж Оптовый рынок; розничный рынок.
Функции инфраструктуры рынка облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации организационное оформление рыночных отношений облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики
И Н Ф Р А С Т Р У К Т У Р А Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы ТОВАРНЫЙ РЫНОК Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Биржа труда РЫНОК ТРУДА Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские фирмы
1) биржи ( товарные, сырьевые, фондовые, валютные ), их организационно оформленное посредничество ; 2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества ; 3) кредитная система и коммерческие банки ; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки ; 5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости ( биржи труда ); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации ; 7) налоговая система и налоговая инспекция ; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании ; 9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации ; 10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения ( ассоциации ) деловых кругов ; 11) таможенная система ; Основные элементы инфраструктуры современного рынка :