Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие антоним; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов; воспитание интереса к русскому языку.
Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой
Продолжите предложения Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. 1. Вместе все слова языка образуют его словарный состав - ……. 2. Каждое слово имеет …….. значение. 3. Лексическое значение слова – это то, что…….. 4. Лексическое значение слов разъясняется в ……… словарях. 5. Синонимы – это ………
« Угадай слово » 1. Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях. 2. Красная строка, отступ вправо в начале строки. 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. 4. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. 5. Словарный запас одного человека.
Антонимы ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Оживляют речь, делают ее выразительнее. Добрый – злой Добрый- относящийся к людям с расположением, сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.
Назовите антонимы
Работа с учебником ( стр.116, параграф 22) Упражнение 308 ( устно) Подобрать рифму к выделенным словам
Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко, А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну, отвечай …
Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), Саша (….), кофе (…), конец (…), мир (…), золотой (…), десятый (…), ты(…).
Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Украина - … Утро - … Весело - … Пять - … Он - …
Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби …. Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его …. Чему служат антонимы в этих пословицах? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Противопоставлению положительного отрицательному.) (Почти все!)
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). (Тяжёлый, трудный, сильный).
Прочитайте текст.Определите тему, озаглавьте его, найдите антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно.
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся 1. Герасим был хороший, а барыня жестокая. 2. Эта речка не широкая, а мелкая. 3. Царевна была добрая, а царица плохая. Злая, плохая, узкая Проверь:
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ( Зима ) Я – антоним шума,стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха,для сна Называюсь … ( Тишина)
123 богатыйбольшеда первый здоровый горький плохоймалоправда умныйвпередбелый хорошо веселый лучше черный война вверх дешево радость тишина
Упражнение 312, стр.116 -Перевести текст -Подобрать антонимы на русском языке
Произведения в названиях которых есть антонимы : – « Война и мир » Л.Н.Толстого, – « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, – « Живые и мертвые » К.М.Симонова.
Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях. Правой рукой строит, а левой разрушает. Ученье - свет, неученье – тьма.
Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги, а ( жестко спать ) Мягко стелет, да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль, а ( назад оглядывайся ) Творческий диктант
Подведём итоги Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов?
Домашнее задание 1) Выучить теорию 22 стр.116 2) Сделать упр. 310 стр. 116 Списать, вставить пропущенные буквы и запятые. Подчеркнуть антонимы.
Учебник стр. 119 Упражнение 318, 319 ( устно) Проверьте свои знания
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Прочитайте текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Спасибо за внимание. До новых встреч !