Проблема единого определения философии.
Цель данной работы – прийти к возможному единому определению философии. В данной работе рассматривается проблемы, связанные с вопросом определения философии различными философами разного времени.
К истории слова «философия». К истории слова «философия». Греческое слово «философия» происходит от слов «филос» – любить и «софия» – мудрость. Греческое слово «философия» происходит от слов «филос» – любить и «софия» – мудрость. 1. Впервые мы встречаем его у Геродота, где Крез говорит посетившему его мудрецу Салону: «Я слышал, что ты, философствуя, ради приобретения знаний исходил много стран».Здесь философствовать означает любить знания. 2. У Фукидида в надгробной речи у Перикла над павшими в бою афинянами употребляет слово «философствуем» в смысле «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». 3. У Платона мы встречаем слово философия в смысле, тождественном современному понятию науки. 4. Сократ любил употреблять слово философия как любомудрие, жажда знания, искание истины.
Семен Людвигович Франк ( ). Семен Людвигович Франк ( ). Он определял философию как рационально и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснения основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни. Франк говорил, что если суммировать итоги отдельных наук, то они не уложатся в стройную противоречивую систему, а составят набор противоречивых суждений. Поэтому нужна наука, которая уясняет и проверяет общие посылки и понятия всех специальных наук и таким образом создает систему цельного знания. Такая наука и есть философия. Он определял философию как рационально и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснения основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни. Франк говорил, что если суммировать итоги отдельных наук, то они не уложатся в стройную противоречивую систему, а составят набор противоречивых суждений. Поэтому нужна наука, которая уясняет и проверяет общие посылки и понятия всех специальных наук и таким образом создает систему цельного знания. Такая наука и есть философия. Плеханов Г.В. Введение в философию в сжатом изложении. Пб., 1922 С. 3-7 Плеханов Г.В. Введение в философию в сжатом изложении. Пб., 1922 С. 3-7
Томас Гоббс ( ). Томас Гоббс ( ). Для него философия было познанием которое достигалось посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий. Под рассуждением он подразумевал исчисления. Вычислить – значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего либо из другого. Цель и назначение философии для Т.Гоббса заключалась в том что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших действий по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия. Предметом философии у него является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий, всякое тело, происхождение и свойства которого мы можем познать. Для него философия было познанием которое достигалось посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий. Под рассуждением он подразумевал исчисления. Вычислить – значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего либо из другого. Цель и назначение философии для Т.Гоббса заключалась в том что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших действий по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия. Предметом философии у него является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий, всякое тело, происхождение и свойства которого мы можем познать. Гоббс Т. К читателю. О теле // Избранные произведения. В 2 т. М., Т.1. С Гоббс Т. К читателю. О теле // Избранные произведения. В 2 т. М., Т.1. С
Аристотель( до н.э.) Аристотель( до н.э.) Аристотель подразумевал философию под словом «мудрость». Он считал что философию необходимо отнести к науке: это должна быть такая наука, исследующая первые начала и причины. В своих трудах он пишет, что это не искусство творения, а знания и понимания ради самого знания и понимания. Аристотель подразумевал философию под словом «мудрость». Он считал что философию необходимо отнести к науке: это должна быть такая наука, исследующая первые начала и причины. В своих трудах он пишет, что это не искусство творения, а знания и понимания ради самого знания и понимания. Аристотель. Метафизика // Сочинения В 4 т. М., 1975 Т.1 С Аристотель. Метафизика // Сочинения В 4 т. М., 1975 Т.1 С
Арсений Николаевич Чанышев. Арсений Николаевич Чанышев. В своих трудах А. Чанышев рассуждает о том, что в наше время значение слова «философия» потеряло свой первоначальный смысл и употребляется в смыслах не приемлемых для этого слово. В Древней Греции слово «философия» обозначало новый вид умственной деятельности. Его изобретение приписывают Пифагору. Он считал ее любовью к мудрости. Пифагор говорил, что только Бог мудр, а человек лишь способен стремиться и любить мудрость. Чанышев замечает, что мудрость на его взгляд ничем не противостоит знанию. Высшее назначение мудрости – освобождение человека. Мудрость – высший род знания. А точнее, мудрость – высшее знание во всяком роде знания. Существует много разновидностей мудрости: 1) эмпирическая мудрость; 2) техническая мудрость; 3) житейская мудрость; 4) мудрость как знание первопричин и первооснов всего сущего; 5) мудрость как знание добра и зла и т.д. И человек который стремиться к постижению какой-либо мудрости и есть философ. В своих трудах А. Чанышев рассуждает о том, что в наше время значение слова «философия» потеряло свой первоначальный смысл и употребляется в смыслах не приемлемых для этого слово. В Древней Греции слово «философия» обозначало новый вид умственной деятельности. Его изобретение приписывают Пифагору. Он считал ее любовью к мудрости. Пифагор говорил, что только Бог мудр, а человек лишь способен стремиться и любить мудрость. Чанышев замечает, что мудрость на его взгляд ничем не противостоит знанию. Высшее назначение мудрости – освобождение человека. Мудрость – высший род знания. А точнее, мудрость – высшее знание во всяком роде знания. Существует много разновидностей мудрости: 1) эмпирическая мудрость; 2) техническая мудрость; 3) житейская мудрость; 4) мудрость как знание первопричин и первооснов всего сущего; 5) мудрость как знание добра и зла и т.д. И человек который стремиться к постижению какой-либо мудрости и есть философ. Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение//ВМУ серия «Философия» , с Чанышев А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение//ВМУ серия «Философия» , с
Рене Декарт ( ). Рене Декарт ( ). Р. Декарт подчеркивает, что «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью подразумевается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. Он считает истинным блаженством философствовать, т.е. познавать то, что не постижимо чувствам простого человека. Философия отличает нас от дикарей и варваров, что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства высшего блага, чем иметь истинных философов. Декарт Р. Начала философии//Избранные произведения. М.,1950. с Декарт Р. Начала философии//Избранные произведения. М.,1950. с
О. Конт ( ). О. Конт ( ). Существуют три взаимно исключающих друг друга вида философии или три общие системы воззрений на совокупность явлений: первая есть необходимая исходная точка человеческого ума; третья - его определенное и окончательное состояние; вторая служит лишь переходной ступенью. Основная характеристическая черта положительной философии состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель наших усилий, хотя мы и признаем абсолютно недоступным и бессмысленным искание первых или последних причин. Конт О. Курс положительной философии. Спб., Т.1. с. 3-5, 8-10, 11,
Вильгельм Виндельбанд ( ). В его трудах рассматривается странная судьба слова философия. Если спросить у людей и у истории что есть философия, то невозможно бы было подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие. Нельзя опровергнуть включение философии в понятие науки, потому что в большинстве философских учений встречаются совершенно не научные элементы и ходы мыслей. Виндельбанд считает, что несмотря на свои несовершенства, философия заслуживала бы название науки, если бы можно было установить, что все то, что зовется философией, имеет стремление быть наукой. Он убежден, что есть множество оснований, почему философия не может быть подведена под понятие науки. Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науки: Именно по тому философия является то самой наукой то чем то выходящим за пределы науки, и, когда она считается наукой, она то охватывает весь мир, то есть исследование о сущности самого научного познания. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб., с. 1-16
Выводы. Проделав данную работу можно прийти к выводу, что дать единое определение философии практически невозможно. Каждый философ сам определяет для себя ответ на этот вопрос, поэтому мнений относительно него будет столько же сколько и философов. Объединить же с научной точки зрения все это на данный момент невозможно. Можно лишь сказать, что философия это нечто особенный, отличный от остальных вид знания, размышления и мировоззрения. Таким образом цель данной работы не может быть осуществлена. Возможно, что с развитием цивилизации философы не раз еще будут возвращаться к ней и, может быть когда-нибудь сойдутся в едином мнении, включающем в себя все аспекты этой непростой задачи.