Попов Александр Иванович Директор департамента Торгово-промышленной палаты Крыма, эксперт по логистике, кандидат экономических наук, г.Симферополь г. Ставрополь, 16 ноября 2018 г. 1
1. Развитие экономики в рамках реализации проектов Федеральной целевой программы, Свободной экономической зоны и частных проектов. Привлечение инвестиций. 2. Увеличение туристического потока к 2020 году до 7,7 млн. человек, а к 2030 году до 10 млн.человек. 3. Увеличение населения к 2030 году до 2,8 - 3,3 млн.чел. 4. Приход в Крым российских компаний с развитой логистикой. Приход в Крым иностранных компаний из стран, не поддерживающих санкции. 5. Оборот розничной торговли к 2020 году может вырасти в 1,5 раза до ,3 млн. руб. Объем инвестиций за 9 месяцев 2017 года вырос в 4,2 раза и составил 122,2 млрд.рублей. Логистика Крыма имеет предпосылки к дальнейшему развитию. Слай д 2
1. Ввод в строй железнодорожной части Крымского моста - декабрь 2019 г. Пропускная способность моста: 47 пар поездов и автомобилей в сутки. Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом к 2030 году может составить 19,8 млн.тонн 2. Открытие движения по федеральной автостраде «Таврида» - декабрь 2018 г. Пропускная способность автомобилей в сутки. 3. Открытие нового терминала международного аэропорта «Симферополь». 4. Развитие региональных автомобильных дорог. 5. Развитие морских портов. Объем перевалки грузов в пяти морских портах региона к 2030 году может составить 2,9 млн.тонн Активно вводятся в строй объекты транспортно - логистической инфраструктуры. 3
Драйверами спроса на складские услуги в России в 2017 г. выступили розничные сети, дистрибьюторы, логистические компании, компании производственного сектора и сегмента e-commerce (компания CBRE). 1. Розничные сети продуктов питания, работающие в регионе, продолжают строительство собственных складов или расширяют площади арендуемых складов. 2. Логистические компании будут реализовывать проекты по строительству складских комплексов класса «А» в формате built-to-suite, прежде всего в Симферополе и Севастополе. 3. Строятся современные овощехранилища, например оптово-распределительный центр для хранения 36 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции и др. 4. Планируются к созданию логистические комплексы в составе индустриальных парков «Феодосия» и «Бахчисарай». Анонсируется много планов по строительству складов, но планы достаточно часто изменяются. 4
Усиливается конкуренция, которая в дальнейшем будет только расти. Что делать ? В течении ближайших лет крымским компаниям необходимо качественно, комплексно и системно улучшить работу своих логистических подразделений. 1. Увеличился интерес крымских предприятий к адресному хранению на складах. Активно внедряются ИТ Системы управления складом (1С:Предприятие 8. WMS Логистика. Управление складом 4, 1:С Предприятие 8 Управление торговлей, Логистические модули ERP - Программ и др.). 2. Внедряются и планируются к внедрению проекты по внедрению Систем управления транспортом, Систем управления запасами и Управления цепями поставок. 3. Предприятия стали активнее закупать стеллажные системы (в основном фронтальные стеллажи) и складскую технику (в основном китайских производителей). 4. Наблюдается рост спроса на реализацию комплексных проектов по улучшению работы склада: логистический аудит, реорганизация бизнес-процессов, закупка стеллажных систем, складской техники с дальнейшим внедрением Систем управления складом. 5. Необходимо активнее повышать квалификацию и компетенции персонала логистики на тренингах и семинарах. 5
1. Продолжается процесс интеграции Крыма в транспортно-логистическую систему России. 2. В ближайшие год-два года, с вводом в эксплуатацию ж/д части Крымского моста, трассы Таврида и логистических комплексов, в целом сформируется логистическая система региона. 3. Сократилось время перемещения грузовых автомобилей через Керченский пролив с 40 минут (паром) до 15 минут (мост). Стало возможным корректное планирование и уменьшилось время доставки грузов, сократились транспортные издержки. 4. Значительно увеличатся объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом. Увеличится надежность и точность планирования поставок из Крыма/в Крым, прежде всего для производственных предприятий. 5. Сокращаются объемы товарных запасов крымских предприятий (уровень товарных запасов до открытия Крымского моста составлял в среднем - 30 дней) 6
1. Завершение формирования транспортно-логистической инфраструктуры требует внесения изменений в Главу 5 «Транспортно-логистический комплекс» «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». 2. Развитию логистической ИТ инфраструктуры и внедрению логистических программных продуктов будет способствовать реализация Программы по цифровизации экономики и социальной сферы «Цифровой Крым». 3. Для формирования эффективных цепей поставок, необходимо внедрение комплекса мероприятий по интеграции ИТ- Систем крымских предприятий с Системой навигации Глонасс, ИТ-Системами РЖД, грузовых терминалов аэропортов, морских портов и т.п. 4. Учитывая критически важную роль логистики в экономике Крыма необходима разработка «Стратегии развития логистики Крыма». 7
5. Необходимо активнее перенимать передовой логистический ведущих российских и иностранных компаний. 6. Предприятиям Крыма следует активнее принимать участие в федеральном конкурсе логистических проектов и в чемпионатах логистических компетенций LogisticSkills. 7. Явно недостаточно проводится конференций и мероприятий федерального уровня, посвященных логистике. В дополнение к ежегодно проводимому Крымскому транспортному форуму, в июне 2018 года в Симферополе впервые прошла федеральная конференция Логистика будущего ПерезаГРУЗКА. 8. В июне 2019 года планируется проведение первой выставки по логистике. 9. Логистические инновации должны в первую очередь внедряться на предприятиях, относящихся к специализации экономики Крыма: санаторно-курортному и туристскому комплексам, сельскому хозяйству, производству пищевых продуктов, виноделию, рыболовству, производству товаров неорганической химии и судостроению. 8
Спасибо за внимание ! Попов Александр Иванович тел. +7 (978)