« Мадонна » (1830), « Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец ».
У Пушкина были обращены самые сильные – и с точки зрения эмоций, и с точки зрения поэтического мастерства – стихотворения, стала Наталья Гончарова, будущая жена поэта. Эта женщина, « чистейшей прелести чистейший образец », стала идеалом Пушкина.
множество доводов, позволяющих интерпретировать « Мадонну » как признание в любви именно этой прекрасной женщине : « Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна …» Возвращаясь из Петербурга в Москву летом 1830 года, А. Пушкин написал своей невесте письмо, в котором сравнивал ее с Бриджуотерской мадонной Рафаэля. Копию этой работы он незадолго до своего отъезда видел на выставке на Невском проспекте. Неподъемная цена в 40 тысяч рублей не позволила поэту приобрести картину. В письме он сокрушался, что не имеет возможности сохранить при себе этот образ, как две капли воды схожий с образом Натальи. Сама Гончарова, в ответ на это написала, что печалиться не стоит, ведь он совсем скоро уже будет любоваться не картиной, а ее лицом. Свадьба состоялась спустя полгода, в марте 1831 года.
Сонет Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной : чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель Она с величием, он с разумом в очах Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Форма « Мадонны » - сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас.
Тема стихотворения, образы Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Благодаря выражениям « пречистая », « ангелы », « обитель », « суеверно » создается иллюзия пребывания в храме. Язык « Мадонны » гармоничный, высокий и пластичный. Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. « Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец ». Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.
Сюжет и структура « Мадонна » делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию : Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. Вторая часть толкует предпочтение поэта Божественная дева « с разумом в очах », освященным нравственным началом Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.