ТЕОРИЯ КОММЕРЦИИ Тема : Научные теории коммерции
Вопросы 1. Эволюция теорий международной торговли. 2. Классические и неоклассические теории. 3. Неотехнологические теории коммерции.
Вопрос 1. Эволюция теорий международной торговли Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории не учитывали выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт.
Вопрос 1. Эволюция теорий международной торговли Недостаток: представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что выгода одних участников товарообменной сделки оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К достоинствам меркантилизма можно отнести разработанную им политической поддержки экспорта, которая, сочеталась, с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России.
Вопрос 2. Классические и неоклассические теории ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ А.СМИТА Суть теории абсолютного преимущества - если какая- либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.
Принципы А.Смита: Правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю; Нации должны специализироваться на выпуске товаров, в производстве которых у них есть преимущества; Внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда; Экспорт является положительным фактором для экономики страны.
Недостаток теории А.Смита: факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, и прекратится внешняя торговля. Заслуга А.Смита: через наличие естественных и приобретенных преимуществ он объяснял межстрановые торговые потоки.
ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Д.РИККАРДО Альтернативная цена отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара. Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Содержание теории Д.Риккардо: возможности потребления в стране могут быть расширены не только за счет совершенствования или наращивания внутренних факторов (что раздвигает границы производственных возможностей), но и за счет международной торговли и специализации в рамках международного разделения труда.
Недостатки теории Д.Риккардо: теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; подразумевает господство свободной торговли; исходит из постоянных затрат производства; предполагает отсутствие транспортных затрат; не учитывает действие НТР, технических изменений; исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.
Заслуга Д.Риккардо: впервые описал баланс совокупного спроса и предложения; доказал, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб другим странам; подвел научную основу под развитие дальнейших теорий.
Неоклассические теории торговли Теория соотношения факторов производства (Хекшера- Олина); Парадокс Леонтьева.
Теория соотношения факторов производства (Хекшера-Олина) Модель Хекшера - Олина была создана в 30-х гг. ХХ века. Содержание теории Хекшера-Олина: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
Принципы Хекшера- Олина: В производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях. Неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства. Торговля основана на сравнительных преимуществах стран.
Парадокс Леонтьева Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте капиталоемкие.
Вопрос 3. Неотехнологические теории коммерции Теория технологического разрыва М.Познера. Теория эффекта масштаба С.Кэмпа. Теория жизненного цикла товара Р.Вернона. Теория конкурентного преимущества нации М.Портера.
Особенности неотехнологических теорий: включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных; макроэкономический подход к анализу мировой торговли дополнился микроэкономическим; основные преимущества связывались с монопольной позицией фирмы (страны) - новатора; объектом международной торговли в данном случае выступала технология; государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.
Теория технологического разрыва М.Познера Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами.
Теория эффекта масштаба С.Кэмпа При определенных технологиях и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Теория жизненного цикла товара Новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии: Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.
Теория конкурентного преимущества нации Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.
Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»: факторные условия конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью; стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке; характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ