Почему у Владимира было прозвище Мономах Более ста пятидесяти лет после смерти Ярослава прошли почти в непрерывных междоусобных войнах и раздорах. Светлой личностью запомнился сын Всеволода князь Владимир Мономах. Летописцы в один голос дают восторженную оценку его княжения с 1113 по 1125 годы. По их словам, он образец добрых князей при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память.
Владимир был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от него он и получил свое прозвище. Константин IX Мономах. Мозаика св.Софии в Константинополе
Архонт по-гречески князь. А Василий имя Владимира, данное ему при святом крещении, как и его великому прадеду Владимиру Красное Солнышко.
В 1078 году он стал князем Черниговским, но этот город в результате междоусобицы ему пришлось в 1094 году уступить Олегу Святославичу. Тогда Владимир Мономах обосновался в Переяславском княжестве. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он возглавил походы против половцев в 1103, 1107, 1111 годах. С.В. Ермолин Владимир Мономах 1990
После смерти своего отца, великого князя Всеволода, Владимир мог легко занять киевский престол, так как пользовался большой любовью у киевлян. Но Владимир этого не сделал. «Если сяду на столе отца своего, то будет у меня война со Святополком, потому что стол этот был прежде отца его», так, по рассказу летописца, размышлял Владимир после похорон отца. И он уступил киевский престол своему двоюродному брату Святополку Изяславовичу Съезд князей в городе Любече Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника год
Всю свою жизнь Владимир пытался установить мир на Русской земле. В 1097 году он созвал всех враждующих между собой внуков Ярослава в городе Любече на общий княжеский съезд. М. Горелик. Владимир Мономах на княжеском съезде
Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей». Иванов С.В. Съезд князей в Уветичах
Князья договорились, кому какой вотчиной владеть, и целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него всем князьям, всей землею. Распределение княжеских столов. Миниатюра Радзивилловской летописи
Но не успели князья разъехаться по своим вотчинам, как совершилось злодеяние, не слыханное до тех пор на Руси. Давид Игоревич, князь Владимиро-Волынский, оклеветал перед великим князем Святополком Василька, сына Ростислава Тмутороканского. Он сказал, что Василек вместе с Владимиром замыслили убить Святополка и занять Киев. Василька предательски захватили и ослепили. Ослепление князя Василька Ростиславича Ослепление Василька Теребовльского. Миниатюры. Радзивилловская летопись. 15 в
Владимир пришел в ужас, когда дошла до него весть об этом. Опять призвал он князей на совет, пытаясь поправить дело, примирить князей. Кившенко А. Д. Долобский съезд князей
«Поправим зло, случившееся в Русской земле и среди нас, братьев, ибо нож в нас брошен. И если этого не поправим, то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русская, и враги наши половцы, придя, возьмут землю Русскую». Билибин И.Я. Великий князь Владимир Мономах г.
С трудом удалось Владимиру примирить братьев и всем вместе пойти воевать с половцами. Заключение мира. Миниатюра Радзивилловской летописи
Великий князь Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность. Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал и в обход права старшинства выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя Владимира Мономаха. Призвание Владимира Мономаха на великое княжение Святополк II
По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославичей. Но не любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава Святослава (их называли Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев, слишком много пролилось русской крови по их вине. Страдания русских в половецком плену. Миниатюра Радзивилловской летописи
И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», говорили ему послы. Не желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни Святославичей, ни отказа Владимира. Александр Камчатов. Владимир Мономах
Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду. Н.Кургузова-Мирошник, К.Мирошник. Владимир Мономах
Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя. Владимир Мономах – великий князь
Владимир изменил некоторые законы в «Русской Правде». По его правилам нельзя было брать слишком большие проценты за деньги, данные в долг. Более того, Владимир установил различие между должниками. Если человек попадет в должники оттого, что его имущество сгорит, или будет разграблено, или будет потеряно по каким-то другим обстоятельствам, то такому должнику давалась длительная отсрочка в платежах. Если же должник попадет в беду по своей вине, из-за пьянства или по нерадению, то может быть даже продан в холопы. Сошинская К. А. Владимир Мономах
Владимир Мономах оставил замечательное произведение: «Поучение чадам своим». Текст «Поучения» обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая, как вы помните, написана в 1377 году. В каком году Владимир писал свое «Поучение», точно неизвестно. Может быть, вскоре после съезда князей в Любече? И поэтому так горячо призывает князь русских людей к единству и бескорыстному служению Родине. «Поучение» Владимира Мономаха Великий князь Владимир Мономах. И. Архипов
Из «Поучения» мы можем узнать о детстве и юности Владимира, о его верности православной вере, о его любви к церковной службе и молитве, заботе о своих подданных, об отношении к самому себе и другим людям. Завещание Владимира Мономаха детям. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова год
Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России