Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования во второй группе раннего возраста Тема: «Свойства воды» Подготовила: воспитатель группы «Пчелка» Вострухина Т.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1"Теремок" Щелковского муниципального района Московской области , Московская область, г. Щелково, ул. Новая фабрика, д.1, тел./факс ,
Содержание I. Вводная часть 1. Цель и задачи 2. Ожидаемые результаты II. Основная часть 1. Теоретическое описание модели 2. Описание изменений в образовательном процессе III. Заключение 1. Выводы IV. Информационные источники
Цель и задачи Цель работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. 4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 5. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой и воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Теоретическое описание модели Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, были намечены пути практического осуществления будущей работы. Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста было выбрано проведение элементарных опытов.
Опыты были использованы для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыты проводились как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Описание изменений в образовательном процессе: Работа построена из: Непосредственно-образовательной деятельности, как специально организованной формы обучения. Совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельной деятельности детей.
Поисковая деятельность: из снега получается вода
Что плавает в воде?: «Пускание корабликов»
Сюжетно-дидактические игры: «Купание куклы Кати»
«Постираем кукле платье»
Экспериментирование + трудовая деятельность: «Посадка лука»
Опыт: разноцветная вода «Пейте, куклы, вкусный сок»
Загадки Очень холодно, не так ли? Все дорожки замело. Лишь вчера была я каплей, А сегодня- как стекло. Я Снежинкина сестрица, Затвердевшая водица. (Льдинка) Зима на крыши серые Бросает семена- Растит морковки белые Под крышами она. (Сосульки) Снега первого я ждал, Бегал, прыгал и играл. А теперь я пью микстуру, Потому что съел… (сосульку) Морковка бела. Всю зиму росла. Солнышко пригрело- Всю морковку съело. (Сосулька)
Ознакомление с комнатными растениями и уход за ними:
Экологическое занятие: «Водичка, водичка»
Выводы Подводя итоги, можно сказать, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Информационные источники 1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, 4, 2015, с. 84 – Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. 1-я младшая группа. ФГОС». Производитель: "Мозаика-Синтез», В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», 1-я младшая группа, Производитель: "Мозаика-Синтез», 2016 Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание!