ТЕМА 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Общее представление о педагогике как науке, ее возникновении и развитии. Связь педагогики с другими науками, ее структура. Основные понятия: опыт, воспитание в социальном смысле.
§ 1. Общее представление о педагогике как науке, ее возникновении и развитии
Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все, созданное в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.
Явление, состоящее в передаче накопленного опыта от старших поколений к младшим, характеризуется понятием воспитание в социальном смысле.
Чем больше усложнялось и развивалось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.
Специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, вначале разрабатывалась в недрах философии. В трудах древних философов содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Гераклит ПлатонАристотель ДемокритЭпикур
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», поскольку в древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, совершать прогулки. Греческое слово «рейдаголос» (рейда – ребенок, голос – вести) обозначает «детоводитель».
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.). Эразм Роттердамский Франсуа Рабле Мишель де Монтень
Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал «Трактат о достоинстве и увеличении наук», где сделал попытку в качестве отдельной отрасли научного знания выделить педагогику. Фрэнсис Бэкон
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом Яна Амоса Коменского (1592–1670) Ян Амос Коменский
Я.А.Коменский - выдающийся чешский педагог, реформатор школьного дела, философ, автора более 400 работ, лучших для своего времени школьных учебников («Мир чувственных вещей в картинках» и др.), дидактических сочинений («Великая дидактика» и др.), совершивших переворот как в теории, так и практике обучения и воспитания.
Идеи педагогической системы Коменского Всеобщее образование Обучение на родном языке Дошкольное воспитание Коменским была предложена структура процесса обучения, разработаны дидактические принципы, теоретическое обоснование получила классно-урочная система и др.
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в.: Д.Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771), Ж. Ж. Руссо (1712–1778). Дени Дидро Клод Адриан Гельвеций Жан-Жак Руссо
Ж. Ж. Руссо создал теорию естественного воспитания – воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762) Ж. Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью, с природой.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1872). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. Более 50 лет И. Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, где была предпринята попытка соединения обучения с трудом. Большую роль в нравственном воспитании педагог отводил семье, особенно матери. И. Г. Песталоцци явился автором «теории элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово, а элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая педагогом, оказала положительное влияние на развитие педагогической теории и практики. Иоганн Генрих Песталоцци
Крупнейший немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886) выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинув идею общечеловеческого воспитания, гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность, т.е. обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность – свободное, самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность – обучение, соответствующее условиям места и времени. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Существенный вклад в развитие мировой педагогической мысли внес выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский ( ). Основные направления деятельности: - борьба за преобразование русской школы; - разработка теоретических проблем педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский
Своим трудом «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинский положил начало новой отрасли педагогического знания – педагогической антропологии. К.Д. Ушинский рассматривал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности, как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю. Рассматривая человека как предмет воспитания, К. Д. Ушинский указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности, ученый разработал ряд принципов, ведущим из которых явился принцип народности. К. Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику воспитания. Согласно этому принципу, важнейшее место в формировании личности должен занимать язык своего народа, а поэтому его надо знать в совершенстве, как и историю своей Родины. Он многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения.
А.С. Макаренко (1888–1936) - выдающийся советский педагог и писатель. Выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом. Разработал методику трудового воспитания. Изучил проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Книги: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Антон Семенович Макаренко
В.А. Сухомлинский (1918–1970) исследовал проблемы морального становления молодежи. Им написано более 30 книг и около 300 статей. Особенно широко известные его книги «Руководство учебно- воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям» и др. Труды В.А. Сухомлинского отличаются глубиной и актуальностью, большой любовью к детям. Василий Александрович Сухомлинский
Активно развивалась педагогическая мысль и в Беларуси. Много интересных идей о воспитании содержится в поэме «Песнь о зубре» Н. Гусовского (1480– после 1533), в трудах Франциска Скорины (около 1490– не позднее 1541).
Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) (ок – после 1634), который работал учителем в братских школах Беларуси и написал такие учебники как «Азбука» (1596), «Лексис» (1596), «Грамматика словенска…» (1596) и др. Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876–1916), которая явилась автором ряда статей о воспитании («Первое чтение для деток белорусов» и др.) Тетка (Алоиза Пашкевич)
Большое педагогическое наследие оставил поэт Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882–1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, «Второе чтение для детей белорусов». Я. Колас является также автором пособия «Методика родного языка», которое до настоящего времени не потеряло своей научной ценности для преподавания белорусского языка. Якуб Колас
§ 2. Связь педагогики с другими науками и ее структура
В течение всего периода развития педагогика была тесно связана со многими науками. Фундаментом педагогики является философия. Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, служили их методологическим основанием. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует саморазвитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция педагогики и психологии привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Анатомия, физиология, антропология составляют базу для понимания биологической сущности человека. Очевидны связи педагогики с историей, литературой, географией, экологией, экономикой, археологией. Сама же педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Развитие воспитания как общественного явления, историко-педагогических знаний исследует история педагогики и образования. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы педагогического процесса в учебно- воспитательных учреждениях всех типов. Дошкольная и школьная педагогика составляют подсистему возрастной педагогики, исследующие закономерности воспитания подрастающего человека, определяющие специфику учебно- воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика охватывает всю систему среднего образования.
Предметом педагогики высшей школы являются закономерности педагогического процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Существует семейная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей и др.
Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, детей с глубокой степенью олигофрении – олигофренопедагогика. Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах учебно- воспитательных учреждений.
Вопросы и задания 1. В чем заключается сущность воспитания как социального явления? 2. Чем вызвана необходимость выделения воспитания в особую общественную функцию? 3.Проанализируйте, какой вклад в развитие педагогики внесли западные и отечественные педагоги. 4. Раскройте связь педагогики с философией, психологией, медициной.