Дулатов Мыржакып (Мир-Якуб) – великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области
Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению.
Занявшись самообразованием, изучив русский язык, он познакомился с трудами прогрессивных русских писателей. Своими стихами Дулатов старался «разбудить» народ, призывал его к просвещению, к полезной деятельности. Очнись, казах! Подними голову, не проводи свою жизнь попусту, в темноте! Эти призывы Дулатова были созвучны идеям Ахмета Байтурсынова, который был старше Дулатова на 12 лет. Дулатов влиял на подрастающую молодежь своими пламенными стихами, общественными делами, личным примером. Вся его публицистика, стихи, роман «Несчастная Жамал» посвящены интересам народа. Он, как и Ахмет Байтурсынов, отдал много сил воспитанию молодежи, прививая ей уважение к традициям народа, любовь к родной земле. Голоса этих двух всегда были созвучны, судьба разбросала их в разные стороны, оба подвергались гонениям. Их роднили народные заботы, они боролись за счастье народа. Их объявили врагами народа, расстреляли. Старались вычеркнуть их имена из истории. В народной памяти Миржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов остались рядом
Воспитание подрастающего поколения, должно строиться в духе любви к родному языку, национальной культуре, традициям; Доказал преимущества арабской письменности, так как все культурное наследие стран Востока написано на арабском языке; Считал необходимым в воспитании гуманистическое, нравственное начало; В учебнике по арифметике учел национальные психологические особенности казахского народа; – Развил идеи Ы.Алтынсарина о просвещении, уделял большое внимание проблемам учебно-воспитательной, методической работе.
«В начальных классах воспитание должно быть конкретным, другое отношение людей вообще, молодежи особенно к священному учению мусульман «Корану» тому доказательство». Такое видение реальной действительности мы встречаем 80 лет тому назад в идейных взглядах М. Дулатова. «Обучая, воспитывая детей, мы должны не отчуждаться от религии», - замечает писатель. Если ребенок применяет религию в своей жизненной позиции, то он будет воспитан как разносторонний человек. «Изучение религии должно быть наравне с другими предметами, пишет Дулатов.
Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов как А. Байтурсынов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Эту идею можно заметить в статье «Учителям»,во вступительном слове к книге «Стих из Корана, который читается нараспев». Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов, как и выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины.
Его деятельность особенно активизировалась в середине 20-х годов, когда усилились дискуссии по вопросу о принятии латинской или арабской письменности. М. Дулатов в 1924 г. на первом съезде киргиз-казахских просвещенцев, состоявшемся в Оренбурге выступил с докладом, где смело доказывал особенности и преимущества арабской письменности. Если учесть ту обстановку, когда все культурное наследие стран востока было написано арабским алфавитом, то ясно видим актуальность его идей на современном этапе.
«Жастар ғ а» («К молодежи», 1907 г.) «Оян қ аза қ » («Проснись казах», 1909 г.) « Есеп құ ролы » («Пособие по арифметике», в двух частях 1922 г.) Роман «Ба қ ытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»)
Казыбаева Асель «Педагогика и Психология»