Тема:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»
Задачи: 1. Расширить и углубить знания педагогов о содержании и особенностях организации работы по психологическому развитию детей дошкольного возраста. 2. Совершенствовать навыки работы по укреплению здоровья детей всех возрастных групп. 3. Развивать творческий потенциал педагогов Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников.
Зависимость здоровья человека от различных факторов
ФИЗИЧЕСКОЕ - ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - ДВИГАТЕЛЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; - ОТДЫХ; - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; - ВАЛЕОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ - ОБЩЕНИЕ; - ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ; - САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩИХ; - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Духовное -ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ; -МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; - РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ ; - МИР ИСКУССТВА; - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Психическое - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; - ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ИГРЕ, УЧЕБЕ, РАБОТЕ; - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ; - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ; - ВАЛЕОЛОГИЯ, МОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ. З ДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Психологическое здоровье Окружающая среда Внутренний мир ОБЩЕСТВО СМИ ЭКОЛОГИЯДОУСЕМЬЯ АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (сознание, поведение, самостоятельность ) ГЕНЕТИКА, ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА БОЛЕЗНИ, ПАТОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Основные показатели психологического здоровья: Психологическое здоровье Высокий уровень коммуникативных навыков Положительная мотивация к социальной деятельности Отсутствие нарушений в поведении Быстрая адаптация к условиям ДОУ
Уровни психологического здоровья: 1 ) Креативный (высокий) - дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи; 2) Адаптивный ( средний) - дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.
Главная задача ДОУ Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей: - создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния; - обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Условия, составляющие психологическое здоровье детей: Психологический комфорт Психологический климат
Психологический комфорт комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.
Психологический комфорт создают: Игры и упражнения (этюды). Музыкальные произведения. Произведения живописи. Театр и театральная деятельность Чтение художественной литературы. Общение с природой. Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.
Почему важно сохранять психологическое здоровье детей? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); -проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
Психологический климат- комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей и воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Список литературы: Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников.- Ростов н/ Д: Феникс,2007 Ветрова Уроки психологического здоровья.- М,: ТЦ Сфера, 2011