История дизайна ВХУТЕМАС Докладчик- Попутчиков Даниил Павлович ЛТ7-71Б
А. Веснин. Здание ВХУТЕМАС. Праздничное оформление к 10-летию Октября
А.Веснин. Эмблема ВХУТЕМАС 1920-е г.
Переименован во ВХУТЕИН ( ).
Студенты ВХУТЕМАСа
Изделия студентов и мастеров ВХУТЕМАСа и его круга.
Студенты двух начальных курсов (с 1926 г. – только первого курса) обучались на Основном отделении, где изучали «первоосновы» пространственных искусств, особенности зрительного восприятия предметной среды. Важнейшее место занимали дисциплины: - «Пространство» (преподаватели Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский); - «Графика» (А. М. Родченко), - «Объём» (Б. Д. Королёв, А. М. Лавинский), - «Цвет» (Л. С. Попова, А. А. Веснин.
Работа по дисциплине "Пространство" г. Отвлеченное задание на выявление и выражение массы и веса Двойной объем. Автор: Ламцов И. Эскиз перспективы фасада. Б., кар.
Работа по дисциплине "Пространство" г. Производственное задание на выявление выражение формы. Элеватор. Автор: Владимиров В. Перспектива. Бумага, картон, тушь, акварель, белила.
Проект по предмету "Архитектурное проектирование" u/ "Магазины-банк- гостиницы" Автор Жиров М. Перспектива фасада. Б., тушь 39 х 68,5
Проект по предмету "Архитектурное проектирование" г "3-х этажный квартирный дом с одной лестницей" Автор Соболев И. Фасад, планы, разрез, аксонометрия. Б., тушь, акв., уголь 68 х 51
Работа по дисциплине "Цвет" г. Задание на разнообразие фактур и текстуры материала. Геометрическая композиция. Автор: Колпакова В. Б., аппликация: деревянный шпон, пластик, стекло, латунь, наждачная бумага, фольга 23 х 29
На старших курсах шло распределение на факультеты: архитектурный, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий (с 1926 г. два последних объединены в дерево металлообрабатывающий факультет), скульптурный, керамический, полиграфический (графический), живописный, текстильный, педагогический (с 1925 г.).
Методика преподавания ВХУТЕМАСа была построена на трех столпах - пространство, цвет, объем, которые и по сей день с успехом используются во всех архитектурных школа не только в России, но и за её пределами. С известностью ВХУТЕМАСа, сравниться может разве что известность Баухауза - высшей школы строительства и художественного конструирования, которая была основана в 1919 году в Веймаре (Германия).
ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС, учебная работа, 1920-е
Модель абажура для лампы г.
Обложка журнала ОСА, 1927
ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва 31 мая 1953, там же], российский художник, дизайнер, сценограф, театральный художник, заслуженный деятель искусств СССР (1931). Один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Как живописец был близок к кубизму и футуризму. Владимир Татлин. «Матрос (Автопортрет)» Темпера
Продавец рыб. 1911
Контр-рельеф (Материальный подбор) Дерево, палисандр, ель, металл.
Владимир Татлин. Модель памятника Третьему Интернационалу, 1920
Модель памятника III Интернационала Реконструкция Дерево, железо, стекло
Родченко Александр Михайлович ( ) - российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя.
Фотографии, сделанные Родченко в е годы. Портрет матери Поэт Владимир Маяковский Пожарная лестница. Из серии "Дом на Мясницкой"
Фотографии, сделанные Родченко в е годы. Лестница Лиля Брик Владимир Маяковский
Александр Родченко и Владимир Маяковский. Папиросы Люкс
Лазарь Маркович Лисицкий - художник-иллюстратор первой половины 20 века. Один из активнейших строителей советской художественной культуры, Лисицкий был художником нового типа, художником-изобретателем, пропогантирующим необходимость самой интенсивной совместной работы искусства и техники. Он разработал более простой и выразительный пластический язык в полиграфии.
Автолитография «Клином красным бей белых».
Работы Лисицкого
Основная мысль его творческих разработок необходимость слияния искусства с жизнью. В отличие от тех художников- производственников, которые видели свою задачу в эстетизации индустриальных форм, Лисицкий считал своей главной целью разработать такие методы оформления, которые повышали бы полезное действие предмета.
Работы Лисицкого
Блэк Борис Александрович (1898 – 1930). "Конструктивистский портрет мужчины в профиль". Начало 1920-х гг. (мастерская А.Лавинского, ВХУТЕМАС). Бумага, уголь. 29 х 29.
Айзенштадт М. Б., скульптор, график. Посвящение Лукасу Кранаху (эскиз) Бум.Кар. 45 х 57.
Л. С. Попова. Эскиз росписи чашки и блюдца г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. С. Попова. «Прозодежда актёра 5». Эскиз г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. Попова. Живописная композиция. 1921
Иван Николаев. Общежитие студентов Текстильного института в Москве. Эскизы к проекту
Иван Николаев.Текстильный комбинат. Эскизы к проекту. Вторая половина 1930-х годов.
И.И. Леонидов «Институт библиотековедения имени В.И. Ленина в Москве на Ленинских горах».
И.В. Леонидов. проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади
Иван Леонидов. Проект Института Ленина, 1927
Н. А. Ладовский ( ). Наземный павильон станции метро «Красные ворота», 1935.
Александр, Виктор и Леонид Веснины. Дворец Культуры Пролетарского района (ДК ЗИЛ),
А.А. Веснин. Абстрактные композиции, Картон, масло.
Веснин. Декорация к пьесе «Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре "
Александр, Виктор и Леонид Веснины. Конкурсный проект Дворца Труда,
Работы по теме Архитектура
Шуховская башня, Москва, Разрушается. Сооружение в гг. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В. Г. Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. После аварии на строительстве радиобашни В. Г. Шухов был приговорён к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач и В. Г. Шухов был помилован.
Казимир Малевич. Архитектоны,
Михаил Барщ, Михаил Синявский. Планетарий,
Илья Голосов. Клуб им. Зуева,
Константин Мельников. Клуб им. Русакова,
К. Мельников. Дом-мастерская архитектора
Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно- промышленной выставке.
Павильон СССР на Международной выставке в Париже.
КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ, живописи, прикладном искусстве и поэзии.
Конструктивизм - это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920 х и начала 1930 х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована. В начале 1930 х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры
Конструктивисты и рационалисты. Рационалисты, развивая идеи художников Казимира Малевича и Владимира Татлина, считали главным в новой архитектуре пластическую выразительность внутреннего пространства и наружной формы. Планировочная структура и конструктивное решение подчинены в их проектах пластическому замыслу. Рационалисты обвиняли конструктивистов в пренебрежении художественной стороной архитектуры в погоне за функциональностью.
Конструктивисты, напротив, считали, что архитектор должен конструировать объемно-пространственное решение здания, исходя из функций отдельных частей, уподобляясь инженеру, создающему новый механизм. Образ архитектурного сооружения должен стать результатом оптимального решения функциональных задач. Эту идею архитекторам подсказали художники- конструктивисты, в том числе Александр Родченко и Любовь Попова.
На самом деле у рационалистов и конструктивистов было много общего. И те, и другие страстно боролись с эклектикой и отвергали стилизаторское, поверхностное использование нового архитектурного языка. И те, и другие глубоко изучали психологию восприятия и применяли свои открытия в проектной практике. Представители обоих течений создавали не только абсолютно новые типы зданий, но и разрабатывали интереснейшие урбанистические предложения.
Вместе с «неприсоединившимися» архитекторами, среди которых были такие выдающиеся мастера как Константин Мельников и Яков Чернихов, конструктивисты и рационалисты создали поразительное явление – русский архитектурный авангард.