В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из двух подуровней: 1) общенаучные знания; 2) философские основания науки. В этой связи, раскрывая первый вопрос: научная картина мира, ее структура и основные функции важно знать, что общенаучная и частно научная картины мира входят в общенаучные знания. Кроме того, научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и зависит от частно научной картины мира. Раскрывая понятие научной картины мира, необходимо подчеркнуть, что оно выражает эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. Важно отметить, что научная картина мира имеет методологическую и мировоззренческую функции. В данном вопросе можно также выделить онтологические, гносеологические и аксиологические принципы научной картины мира.
Функции НКМ: 1) интегративная: НКМ опирается на достоверные знания и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ заключается в обеспечении синтеза новых знаний; 2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были; 3) нормативная: НКМ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. 4) парадигмальная. Парадигма модель (образ) постановки и решения научных проблем. Допарадигмальный период хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты научной практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода.