Презентация по дисциплине «История лингвистических учений» Направление подготовки Педагогическое образование Магистерская программа: Языковое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Advertisements

Основы сравнительно- исторического языкознания Лингвистическая компаративистика.
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Сравнительно – исторический метод Нгуен Нгок Лан
Можно ли назвать язык биологическим явлением? Каковы аргументы сторонников и противников этого направления?
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ В. ФОН Г УМБОЛЬДТА.
БГУ Классификация языков это: подразделение языкового мира на группы по их существенным свойствам и признакам; распределение языков мира по определенным.
Генеалогическая классификация языков. Генетическая классификация по признаку родства, т. е. общего происхождения основана на их общем происхождении от.
Философская основа лингвистической концепции младограмматизма.
Почётный доктор (1884) + Член академии наук (1902) + Основатель московсокой лингвистической школы + Один из наиболее значительных лингвистов.
Классификации языков. Сравнительно-историческая лингвистика компаративистика, область языкознания, имеющая целью реконструкцию синхронных состояний, не.
Какой язык самый лучший Школьная Академия: Трибуна.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Cоставила: Cтручкова Раиса Иосифовна, учитель английского языка, МБОУ « Сулгачинская СОШ », Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) Язык как объект современной.
1 Общее языкознание Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Дербенёва Ольга Дмитриевна Михайлюкова Наталья.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Тема урока: «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка » Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы.
1. Гипотеза о происхождении человека. 2. Эволюция человека, биологические и социальные факторы. 3. Первые люди. 4. Стадии эволюции человека. 5. Современные.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Кризис эволюционной теории в начале XX века: синтез дарвинизма с экологией, генетикой. Общая хараткеристика СТЭ. Выполнила: Салимова А.
Транксрипт:

Презентация по дисциплине «История лингвистических учений» Направление подготовки Педагогическое образование Магистерская программа: Языковое образование Выполнила: А.А. Пишун гр. М2101 яо Школа педагогики ДВФУ Уссурийск, 2016 Презентация по дисциплине «История лингвистических учений» Направление подготовки Педагогическое образование Магистерская программа: Языковое образование Выполнила: А.А. Пишун гр. М2101 яо Школа педагогики ДВФУ Уссурийск, 2016

А́вгуст Шле́йхер (нем. August Schleicher) (19 февраля декабря 1868) немецкий языковед Основоположник натуралистического направления в языкознании

Успехи естественных наук, что привело к попыткам перенести в языкознание естественно-научные термины; Появление дарвинизма, характеризовавшегося стремлением биологизировать социальные науки, избавить их от субъективизма; Изменение вектора развития сравнительно-исторического языкознания, в котором выделилось натуралистическое направление; Усиление позиций стихийного материализма в европейской науке середины XIX века.

Выдвинул «теорию родословного древа», которая утверждала генетическое родство языков как наследования ими единой «звуковой материи» в рамках «языковой семьи» Отстаивал идею о географическом варьировании языков и о языковых контактах Выдвигал идею лингвистической типологии, различал «внутреннюю лингвистику (или «глоттику») Написал басню на гипотетическом праязыке, что имело огромное значение.

Индоевропейский праязык распадается на диалекты в результате расселения племён. Эти диалекты обособляются в самостоятельные язык и дробятся вновь. Дифференциация продолжается до Нового времени, и Шлейхер исключает возможность их скрещивания. Индоевропейские языки – родственные, потому что у них был общий предок, индоевропейский праязык. В соответствии с двумя направлениями, по которым устремились индоевропейские племена, Шлейхер делит все индоевропейские языки на две ветви: северную (слово-германскую) и южную (марио-итало-греко-кельтскую). По Шлейхеру, языки одной ветви всегда ближе друг к другу, чем языки разных ветвей: у языков разных ветвей близкими являются лишь те черты, которые были унаследованы от праязыка.

«Овца и кони» Овца, [на] которой не было шерсти, увидела коней: одного, везущего тяжелую повозку, другого - с большой поклажей, третьего, быстро несущего человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне, видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного: человек - господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя, и [у] овец нет шерсти. Услышав это, овца повернула [в] поле. Вот как должен был выглядеть индоевропейский текст басни, по мнению Августа Шлейхера. Avis akvāsas ka Avis, jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam, tam, bhāram magham, tam, manum āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam. Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti. Tat kukruvants avis agram ā bhugat.

А. Шлейхер использовал в описании языков биологический концептуальный аппарат; Через применение методов естествознания стремился открыть независимые от воли исследователя объективные законы развития языка; Считал, что материальной основой языка является мозг, орган речи и орган чувств, признавал равнозначность образования языка с одной стороны, и развитие мозга и органов речи с другой; Концентрировал внимание на «физиологии звуков», пологая, что язык создается на основе звукоподражаний и непроизвольных выкриков, при одновременном формировании мышления и говорения.

В них есть элементы значения, но нет элементов отношения, здесь слова состоят из одного корня. Пример – китайский и вьетнамский языки. Этот тип относится к детству языка Корневые и изолирующие языки В них есть значения и отношения, но нет этих элементов. Пример – тюркские языки (узбекский, азербайджанский, киргизский, турецкий и др.). Этот тип относится к зрелости и возмужанию языка Агглютинативные языки В них элементы значения и отношения образуют единство. Пример – индоевропейские языки (славянские, романо-германские, иранские и др.). Этот тип характеризует упадок и старость языка. Флективные языки Через взаимодействие значения (выражение в языке понятия и представления, с помощью корней) и отношения (его носителем являются формообразующие аффиксы, и прежде всего флексии) как выражения сущности языка А. Шлейхер разделял языки на три типа, как три стадии роста биологического организма

Август Шлейхер (1821 – 1868) – считал, что родина праиндоевропейцев является Средняя Азия Фридрих Шлегель (1772 – 1829) – считал что родина праиндоевропейцев является Индия Отто Шредер (1855 – 1919) – выдвинул гипотезу, что прародина индоевропейцев являются степи южной России от Дуная до Волги

Герман Хирт (1865 – 1936) доказывал, что колыбелью индоевропейцев является центральная Европа Болгарский учёный Владимир Георгиев (1908 – 1986) считал, что прародиной индоевропейцев является бассейн Дуная Советские учёные Тамаз Валерьевич Гамкрелидзе (р. 1929) и Вячеслав Всеволодович Иванов (р. 1929) утверждали, что родиной праиндоевропейцев является междуречье Тигра и Евфрата Тамаз Валерьевич Гамкрелидзе Вячеслав Всеволодович Иванов

выдвижение и отстаивание принципа системности в историческом языкознании; указание на взаимодействие в развитии языка звуковых законов и изменений по аналогии; дальнейшая разработка приемов реконструкции праязыка; развитие морфологической и генеалогической классификаций языков; привлечение внимания к физиологической и психофизиологической сторонам речевой деятельности.

Георг Курциус (различал «правильные» (регулярные) и «спорадические» (нерегулярные) звуковые изменения, создал фактически первый этимологический словарь греческого языка ( ) Мориц Раппа (считал гласные - душой слова, а согласные –телом) Макс Мюллер (1823 – 1900) (называл язык «органической деятельностью» или «необходимой функцией организма»)

1. Алпатов В. Н. История лингвистических учений. М., Просвещение, Березин Ф. М. История лингвистических учений. М.: Высш. Шк., Кондрашов Н. А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 [переиздание: Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М., 1998], 23.