Презентация по дисциплине «История лингвистических учений» Направление подготовки Педагогическое образование Магистерская программа: Языковое образование Выполнила: А.А. Пишун гр. М2101 яо Школа педагогики ДВФУ Уссурийск, 2016 Презентация по дисциплине «История лингвистических учений» Направление подготовки Педагогическое образование Магистерская программа: Языковое образование Выполнила: А.А. Пишун гр. М2101 яо Школа педагогики ДВФУ Уссурийск, 2016
А́вгуст Шле́йхер (нем. August Schleicher) (19 февраля декабря 1868) немецкий языковед Основоположник натуралистического направления в языкознании
Успехи естественных наук, что привело к попыткам перенести в языкознание естественно-научные термины; Появление дарвинизма, характеризовавшегося стремлением биологизировать социальные науки, избавить их от субъективизма; Изменение вектора развития сравнительно-исторического языкознания, в котором выделилось натуралистическое направление; Усиление позиций стихийного материализма в европейской науке середины XIX века.
Выдвинул «теорию родословного древа», которая утверждала генетическое родство языков как наследования ими единой «звуковой материи» в рамках «языковой семьи» Отстаивал идею о географическом варьировании языков и о языковых контактах Выдвигал идею лингвистической типологии, различал «внутреннюю лингвистику (или «глоттику») Написал басню на гипотетическом праязыке, что имело огромное значение.
Индоевропейский праязык распадается на диалекты в результате расселения племён. Эти диалекты обособляются в самостоятельные язык и дробятся вновь. Дифференциация продолжается до Нового времени, и Шлейхер исключает возможность их скрещивания. Индоевропейские языки – родственные, потому что у них был общий предок, индоевропейский праязык. В соответствии с двумя направлениями, по которым устремились индоевропейские племена, Шлейхер делит все индоевропейские языки на две ветви: северную (слово-германскую) и южную (марио-итало-греко-кельтскую). По Шлейхеру, языки одной ветви всегда ближе друг к другу, чем языки разных ветвей: у языков разных ветвей близкими являются лишь те черты, которые были унаследованы от праязыка.
«Овца и кони» Овца, [на] которой не было шерсти, увидела коней: одного, везущего тяжелую повозку, другого - с большой поклажей, третьего, быстро несущего человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне, видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного: человек - господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя, и [у] овец нет шерсти. Услышав это, овца повернула [в] поле. Вот как должен был выглядеть индоевропейский текст басни, по мнению Августа Шлейхера. Avis akvāsas ka Avis, jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam, tam, bhāram magham, tam, manum āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam. Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti. Tat kukruvants avis agram ā bhugat.
А. Шлейхер использовал в описании языков биологический концептуальный аппарат; Через применение методов естествознания стремился открыть независимые от воли исследователя объективные законы развития языка; Считал, что материальной основой языка является мозг, орган речи и орган чувств, признавал равнозначность образования языка с одной стороны, и развитие мозга и органов речи с другой; Концентрировал внимание на «физиологии звуков», пологая, что язык создается на основе звукоподражаний и непроизвольных выкриков, при одновременном формировании мышления и говорения.
В них есть элементы значения, но нет элементов отношения, здесь слова состоят из одного корня. Пример – китайский и вьетнамский языки. Этот тип относится к детству языка Корневые и изолирующие языки В них есть значения и отношения, но нет этих элементов. Пример – тюркские языки (узбекский, азербайджанский, киргизский, турецкий и др.). Этот тип относится к зрелости и возмужанию языка Агглютинативные языки В них элементы значения и отношения образуют единство. Пример – индоевропейские языки (славянские, романо-германские, иранские и др.). Этот тип характеризует упадок и старость языка. Флективные языки Через взаимодействие значения (выражение в языке понятия и представления, с помощью корней) и отношения (его носителем являются формообразующие аффиксы, и прежде всего флексии) как выражения сущности языка А. Шлейхер разделял языки на три типа, как три стадии роста биологического организма
Август Шлейхер (1821 – 1868) – считал, что родина праиндоевропейцев является Средняя Азия Фридрих Шлегель (1772 – 1829) – считал что родина праиндоевропейцев является Индия Отто Шредер (1855 – 1919) – выдвинул гипотезу, что прародина индоевропейцев являются степи южной России от Дуная до Волги
Герман Хирт (1865 – 1936) доказывал, что колыбелью индоевропейцев является центральная Европа Болгарский учёный Владимир Георгиев (1908 – 1986) считал, что прародиной индоевропейцев является бассейн Дуная Советские учёные Тамаз Валерьевич Гамкрелидзе (р. 1929) и Вячеслав Всеволодович Иванов (р. 1929) утверждали, что родиной праиндоевропейцев является междуречье Тигра и Евфрата Тамаз Валерьевич Гамкрелидзе Вячеслав Всеволодович Иванов
выдвижение и отстаивание принципа системности в историческом языкознании; указание на взаимодействие в развитии языка звуковых законов и изменений по аналогии; дальнейшая разработка приемов реконструкции праязыка; развитие морфологической и генеалогической классификаций языков; привлечение внимания к физиологической и психофизиологической сторонам речевой деятельности.
Георг Курциус (различал «правильные» (регулярные) и «спорадические» (нерегулярные) звуковые изменения, создал фактически первый этимологический словарь греческого языка ( ) Мориц Раппа (считал гласные - душой слова, а согласные –телом) Макс Мюллер (1823 – 1900) (называл язык «органической деятельностью» или «необходимой функцией организма»)
1. Алпатов В. Н. История лингвистических учений. М., Просвещение, Березин Ф. М. История лингвистических учений. М.: Высш. Шк., Кондрашов Н. А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 [переиздание: Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М., 1998], 23.