Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально - экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собствценных доходов и использование регулирующих доходов.
1. Вертикальное бюджетное регулирования – обеспечивает необходимыми доходными источниками бюджетов разных уровне соответственно действующего порядка разграничения полномочий между органами государственной власти и местных самоуправлений. 2. Горизонтальное бюджетное регулирование - ликвидирует отличия в бюджетной обеспеченности бюджетов местного самоуправления, финансовое выравнивание. Сбалансирование доходов и расходов бюджета проводится с помощью особценных методов. Выбор методов бюджетного регулирования зависит от того каким образом разграничены доходы между уровнями бюджетной системы.
1. Достижение соответствие между расходами и доходами местных бюджетов разных видов ( сбалансирования ) 2. Обеспечение равномерности в поступлении доходов для предотвращения удержание в финансовых расходов ; 3. Создание заинтересованности органов самоуправления в полной мобилизации доходов на своей территории ; 4. Обеспечение самостоятельного использования дополнительно получценных средств в процессе выполнения местных бюджетов ; 5. Перераспределение бюджетных ресурсов финансово « богатыми » и « бедными » территориями ; 6. Связь объемов полученной финансовой помощи ; 7. Осуществления финансового выравнивания.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства общегосударствценный регулирует уровень развития территорий; межтерриториальный обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; межбюджетный регулирует степень участия республики в межгосударствценных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета. межгосударствценный
бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе. Межбюджетные трансферты межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на определценный срок для осуществления определценных целевых расходов Субвенция межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, в случае если собствценных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности и нижестоящего бюджета. Дотация
Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле ( в процентах ) на постоянной или долговременной основе ( не менее пяти лет ) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравнценных к ним платежей, закреплценных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7–9 БК РФ. Регулирующие доходы бюджетов – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год ( ст. 48, 63 БК РФ ). Если названные методы оказываются недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются другие методы.
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определценных целевых расходов. В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер : при утверждении бюджета установление предельного уровня ( размера ) дефицита ; привлечение средств путем выпуска займов ( государствценных или местных ) и использование кредитов ; при превышении уровня бюджетного дефицита введение механизма секвестра расходов. Секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государствценных расходов ( на 5, 10, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом предусмотрценных мероприятий. Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.
Бюджетный кодекс Российской Федерации говорит в данном случае о двух формах кредитования : бюджетном кредите и бюджетной ссуде. Бюджетный кодекс Российской Федерации говорит в данном случае о двух формах кредитования : бюджетном кредите и бюджетной ссуде. Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года ( ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).
При осуществлении бюджетной политики в России как в федеративном государстве необходимо одновременно решать две ключевые задачи : с одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны принципов бюджетного устройства ; с другой стороны, учитывать региональные особенности и соблюдать сбалансированное разделение бюджетных полномочий и ответственности между уровнями власти, выполняющими свои четко определенные функции. Федеральное правительство может и должно заниматься выравниванием бюджетной обеспеченности регионов, но в конечном итоге ответственность за сбалансированность региональных бюджетов, за обеспечение нормального уровня потребления государствценных услуг ложится на органы государственной власти субъектов федерации. И для них проблема самодостаточности экономического потенциала региона становится главной. Поэтому приоритетной целью бюджетного регулирования логически должно стать выравнивание способности региона к само обеспечению и саморазвитию на базе активного использования потенциалов всех форм собственности.