LOGO Создание и развитие единой муниципальной информационной образовательной среды Л.Г.Бухарова, зам.директора по информатизации Городского методического центра Управления образования г.Казани
Создание и развитие единой муниципальной информационной образовательной среды Обеспечение доступа к современным информационным образовательным ресурсам Создание образовательного портала Издание электронного СМИ
Отличительные черты информационного общества: увеличение роли информации, знаний, информационных технологий; большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и знаний; нарастающая информатизация общества; создание единого информационного пространства; создание электронного государства, электронного правительства
Для развития любого общества необходимы: Материально - технические Энергетические Информационные Ресурсы 1 2 3
Информационные ресурсы (ИР) Это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) ФЗ «Об информа- ции…» ISO нечто, имеющее отличительную особенность, благодаря которой данная сущность может быть выделена в самостоятельном качестве (при этом оговаривается, что обычно ИР является электронным документом) цифровая или нецифровая сущность, которая может использоваться в образовательных целях IEEE
Критерии, по которым можно проводить разбиение ЭОР на виды по форме представления, т.е. в каком виде зафиксирована или представлена информация: текстовая форма; графическая форма; мультимедиа и т.д. по ограничению доступа или защите: сведения, составляющие государственную тайну; персональные данные; сведения, составляющие коммерческую тайну разбивка по тематике: законодательные ресурсы; статистические ресурсы; образовательные ресурсы: по целевому назначению, по уровням образования, по целевой аудитории, предметные 1 критерий: 2 критерий: 3 критерий:
Применение ЭОР в учебном процессе 1 уровень создание электронных учебных пособий и практикумов, проведение традиционных лекций и семинаров с использованием презентаций 2 уровень 3 уровень использование интерактивных средств обучения: проведение интернет- конференций, интернет - форумов, использование мультимедийных учебно- методических материалов создание и использование учебно- методических комплексов нового поколения на базе ресурсов Интернет (ОМС)
Что такое ЭОР нового поколения? ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ) Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): модуль получения информации (И-тип); модуль практических занятий (П-тип); модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип). Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи
Структура совокупного контента ОМС
Преимущества ЭОР НП ЭОР нового поколения– сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы, т.е. это означает, для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно- независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова. В ЭОР нового поколения решают проблему создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
Объект методической поддержки Ноутбук + подготовка в области ИКТ Ноутбук + подготовка в области ИКТ Интернет ( включая Wi-Fi ) Интернет ( включая Wi-Fi ) Информационно- образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР) Информационно- образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР)
Работа методиста на форумах Добрый день! Помогите, пожалуйста разобраться в вопросе, как применять ЭОР в учебном процессе. Сейчас появляются много различных ресурсов, и как разобраться в этом потоке информации, и какие возможности открываются для преподавателя, объясните пожалуйста? Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах Уважаемый Валентин! Сейчас в сетевом сообществе "Открытый класс" начала работу новая площадка, связанная с обсуждением вопросов внедрения ЭОР в образовательный процесс. Посмотрите Может быть найдете там что-то полезное для себя.
Задачи информатизации образования создание федеральной системы информационного обеспечения развития образования; предоставление образовательным учреждениям открытого доступа к хранилищам информационно-образовательных ресурсов; использование ИКТ в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс современных электронно- образовательных ресурсов (ЭОР) и обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса.
Федеральная система информационно- образовательных ресурсов
Методическая поддержка использования ЭОР Проведение различных мероприятий для педагогов: мастер-классы, семинары, в т.ч. On-line – семинары, дистанционные семинары, форумы и т.д. Использование деятельностных форм работы с педагогами Предложение интересных находок, творческих заданий, полезных советов Наладить обратную связь с педагогами, узнать их мнения, выявить проблемы, связанные с использованием ЭОР Познакомить учителей с типами ЭОР, научить быстро находить нужные ресурсы в сети Интернет, сохранять их на персональном компьютере, использовать на уроках
Почему педагоги не используют ЭОР? Причины: не удовлетворяет содержание уже имеющихся ЭОР нет специальных знаний, чтобы их использовать хотят создавать свои авторские ЭОРы, так как имеют свой взгляд, свой алгоритм совместной с учениками работы над темой урока, нужны ЭОРы, созданные самими, позволяющие повысить интерактивность урока Помощь методиста: учить отбирать, систематизировать уже имеющиеся ЭОР, создавать банки, хранилища, удобные для работы конкретного педагога учить создавать ресурсы самим, сначала на том уровне, который имеет педагог, постепенно наращивая ИКТ- компетентность мотивировать педагога находиться в постоянном творческом поиске: постоянно учиться, читать, думать, пытаться, искать и заводить связи далеко за пределами своего ближайшего окружения
Глоссарий: ЦОРы (ЭОРы) Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись; видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе. Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог.
Казанский образовательный портал
Электронный научно-методический журнал KAZANOBR.RU
LOGO