Современный глобальный культурно-образовательный контекст как основание общественной оценки качества образования В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Качество: «степень соответствия присущих характеристик требованиям» «степень соответствия присущих характеристик требованиям» «требования как потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований» «требования как потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований»
Качество: Требование или потребность? Требование или потребность? Норма или цель? Норма или цель?
«Мы осуществляем деятельность не по целям, а по нормам. И все, кто контролирует нашу работу, заняты тем, чтобы проверять, насколько эти нормы выполнены, и следить за тем, чтобы мы от них не отклонялись, а жили так, как жили наши отцы, деды и прадеды. И это все тоже правильно» Г.П.Щедровицкий
Образовательный стандарт – инструмент «сшивания» норм и социального заказа
Субъективность качества Образовательные потребности – производная от жизненных целей субъектов
Проблема государственно-общественный субъект оценки качества образования и индивидуальные субъекты образования: возможности диалога
Культурный сценарий социализации Базисные представления, которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры
Репродуктивный сценарий: вперед в светлое прошлое! Юноше, обдумывающему житье, решающему, сделать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь: делай ее с товарища Дзержинского!
Вернуть советское образование!!!
Адаптивный сценарий: «личность быстрого реагирования» От ребенка - к миру, от мира - к ребенку... Джон Дьюи
Успешность как главная цель социализации …обеспечивать ребенку возможность накопления собственного опыта решения жизненных проблем. …обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда. …помочь стать востребованным.
Риски адаптивной модели: Утрата ориентации на дальнюю жизненную цель Утрата ориентации на дальнюю жизненную цель Подчиненность внешним обстоятельствам Подчиненность внешним обстоятельствам Рыночная личность: «я таков, каким вы хотите меня видеть» Рыночная личность: «я таков, каким вы хотите меня видеть»
Неадаптивный сценарий: человек – автор своей судьбы Карл Роджерс …образ себя как героя поэмы… …сюжет… …трагедийность… …неожиданные повороты судьбы.
Обретение собственной культурной идентичности как главная цель социализации …обеспечивать готовность детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я». Самоопределение как выявление и утверждение своего индивидуального отношения к миру. Достойным может считать себя только то человек, который уверен в собственных способностях и готов выступить субъектом построения собственного счастья.
Риски неадаптивной модели Смыслоутрата Смыслоутрата Социально-психологическая дезадаптация Социально-психологическая дезадаптация Эффект «белой вороны» Эффект «белой вороны»
Образование: Сокровище Сокровище Капитал Капитал Ценность Ценность
Тенденции развития современного общества Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами открытость границ и мультикультурность открытость границ и мультикультурность проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры Ориентация в будущее Ориентация в будущее Возрастание роли «человеческого капитала» Возрастание роли «человеческого капитала» Востребованность креативного начала личности Востребованность креативного начала личности
Центральные идеи качества современного образования Образование дает человеку возможность построения собственного жизненного пути на основе свободного самоопределения и самореализации Образование дает человеку возможность построения собственного жизненного пути на основе свободного самоопределения и самореализации Индивидуальная образовательная траектория ученика есть его авторская модель личностного и профессионального самоопределения Индивидуальная образовательная траектория ученика есть его авторская модель личностного и профессионального самоопределения
Спасибо за внимание! Просьба задавать вопросы