Волшебный мир лепки Сидорова Т. А. МБДОУ «Детский сад 164» Барнаул 2015 г.
Актуальность: В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей. Ведь ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является лепка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с лепкой, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя лепкой развитие фантазии ребенка, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий лепки ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные фигуры и целые композиции.
Лепка способствует: - развитию у детей наблюдательности, чувства осязания, эстетического вкуса; - укреплению зрительной памяти, мелкой моторики; - развитию речи, воображения, фантазии, смекалки и творческих способностей; - получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов; - закреплению положительных эмоций; - возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; - подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
Основные приёмы лепки:
Виды лепки: предметная, направлена на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику. Вводится с первой младшей группы детского сада.
сюжетная, требует от ребенка серьезных интеллектуальных усилий. Ведь необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов.
декоративная, связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус ребенка, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения.
Нетрадиционные техники лепки: Тестопластика - лепка из соленого теста.
Пластилинография - раскрашивание пластилином.
Пластилиновая мозаика - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками или жгутиками
В процессе лепки у детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Творите! Развивайте фантазию и воображение!!!