1 « ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕШЕНИЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ » Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» Анатолий Иванович СМИРНОВ д-р ист.наук, профессор, Руководитель Кризисного центра МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник тел.(7-495) Всероссийская конференция «Использование возможностей Интернета в кризисных ситуациях: организационные и технологические решения » («ИНФОФОРУМ-Антикризис»)
2 Критерии международного права по кризису: диспут (через инцидент) трансформируется в кризис. Военный конфликт - острая фаза кризиса. Есть до 60 критериев кризиса. «Контуры мирового будущего: доклад по проекту – 2020» - Мировой финансовый кризис побудил вернуться к рассекреченным прогнозам ЦРУ «Контуры мирового будущего: доклад по проекту – 2020» - 4 версии: «Давосский мир»: 1. «Давосский мир»: во главе экономик мира встают Китай и Индия и это придает менее западный облик глобализации. Pax Americana: 2. Pax Americana: США сохраняют свою доминирующую роль и формируют новый миропорядок. New Caliphate 3. New Caliphate ислам бросает вызов западным нормам и становится фундаментом новой системы. «Кольцо страха 4. «Кольцо страха» - угроза распространения ОМП приводит к превентивным интервенциям, что способно вернуть цивилизацию к оруэлловскому миру. /
3 "Россия-2020: будущее страны в условиях глобальных перемен" Оппоненты ЦРУ в книге "Россия-2020: будущее страны в условиях глобальных перемен", исследуют три сценария: «Конец истории» 1. «Конец истории» - глобализация справилась с вызовами. Россия интегрирована в неё как периферия, а её элита – в мировую элиту на вторых ролях. Сетевые структуры подчинены глобальной информационной олигархии, контролирующей мировое правительство. «Великие потрясения» 2. «Великие потрясения» - глобализация рухнула, новая Великой депрессии, в мире - волна революций и этноконфликтов. Российская элита смещена, что дает для новой элиты вариант «догоняющего развития». «Третья волна во втором эшелоне» 3. «Третья волна во втором эшелоне» - в России создается социально-креативный уклад, полномочное самоуправление, поддержка гражданского общества и корневых информструктур Интернета. Используется «неосоветское возрождение снизу», а также опыт стран «первого эшелона» в преодолении «третьей волны». Итак, и версии ЦРУ, и наши сценарии при всем их отличии, совпадают в одном – важности ИНТЕРНЕТА.
4 П о данным ЦРУ, число стран, разрабатывающих информационное оружие (через Интернет) превышает 120 (при 30, разрабатывающих ОМУ) и они получат возможность вести информационные войны. Основными задачами в них будут: дезорганизация функционирования критически важных военных, промышленных, административных объектов и систем противника; дезорганизация функционирования критически важных военных, промышленных, административных объектов и систем противника; информационно-психологическое воздействие на военно-политическое руководство, войска и население;информационно-психологическое воздействие на военно-политическое руководство, войска и население; в США создана система ведения информационных войн (Information operations) технической и психологической направленности. в США создана система ведения информационных войн (Information operations) технической и психологической направленности.
5 Bits & Bytes, Not Bullets Bits & bytes, not bullets, are the weapons of the new millennium. bits & bytes, bullets, bombs and biotechnology Or, most dramatically, a combination of bits & bytes, bullets, bombs and biotechnology. Ряд экспертов предрекает усиление противодействия западной экспансии евроазиатского идеологического контрнаступления. В этом плане показательна точка зрения ректора Лондонской Дипакадемии.
6 Who Controls the Cyberstate? According to all appearances there seems to be one answer... Microsoft, Intel & other US companies!!! По мнению ректора:
7 Vulnerable Systems Information Systems Electrical Power Systems Gas & Oil Production, Storage, and Transportation Banking and Finance Transportation Water Supply Systems Emergency ServicesGovernment Services
8 Отставание международного права от ИКТ Угрозы МИБ приобретают особую остроту в связи со значительным отставанием международного права от стремительно развивающихся ИКТ (исчезают понятия «граница», «территория»). В этом случае выявление «виновного» может замениться на его «назначение», как это уже было в новейшей истории (Так, США неоднократно «назначали» Китай).
9 Россия традиционно придерживается принципа сложения, а не конкуренции усилий для формирования архитектуры международной безопасности. При этом его вектор распадается на следующие составляющие: - противодействие кибертерроризму и киберпреступности, в т.ч. борьба с преступным и террористическим использованием Интернета; - защита критической информационной инфраструктуры общества и государства; - защита информационно-психологической сферы общества от негативного контента; - обеспечение безопасности трансграничного обмена информацией с ограниченным доступом; - демонополизация управления Интернетом.
10 За российский документ в декабре 2006 г. в ООН высказались 176 государств. Против были только США. В число соавторов проекта вошли наши партнеры по СНГ, по ОДКБ и ШОС, ряд других государств. Важную роль в этом сыграли: глобальная контртеррористическая стратегия ООН (сентябрь 2006 г.), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г. вступает в силу с 1 июня 2007 г.) и другие, в которых особое внимание уделяется борьбе с кибертерроризмом. Резолюция 61/54 подтверждает решение ГА ООН о создании в 2009 году Группы правительственных экспертов по МИБ. Позвольте выразить надежду, что коллеги по СНГ в различных форматах продолжат взаимодействие в столь чувствительной сфере во благо обеспечения мира.
11 Киберпреступность Киберпреступность представляет собой самую серьезную общественную опасность и может угрожать безопасности государств и мирового сообщества в целом. Каждый год фиксируются сотни тысяч попыток несанкционированного вмешательства в государственные, военные, банковские, корпоративные компьютерные системы, компьютеры отдельных пользователей. Хакинг, крэкинг, фрикинг, фишинг Хакинг, крэкинг, фрикинг, фишинг и иные преступления через Интернет становятся все более изощренными по техническим, экономическим, а также и политическим последствиям (участившиеся проникновения в сети госучреждений, в т.ч. оборонных).
12 Глобальная информационная система Госдепа США и 260 загранучреждений (из доклада Конгрессу США) (1 –я очередь -$ 2 млрд.) OPENNET PLUS: BALANCING INFORMATION SHARING REQUIREMENTS AND SECURITY NEEDS Information Sharing Objectives § Minimize Costs and Complexity– Maximize Information Access Security Issues § Cyber-Attacks § -Borne Virus § Internet Technology Presents New Risks § Protection Of Sensitive Information Enhanced § Ready Access To Global Information § Collaboration With Other Agencies And Countries § World-Wide Information Dissemination
The Crisis Response Center
14 Political Staff Policy Planing Staff Federal Minister for Foreign Affairs Federal Minister for Foreign Affairs State Secretary Crisis Response Centre Minister of State GF - Directorate General for Global Issues, the United Nations, Human Rights and Humanitarian Aid GF - Directorate General for Global Issues, the United Nations, Human Rights and Humanitarian Aid 3 - Political Directorate 4 - Directorate General for Economic Affairs and Sustainable Dev 4 - Directorate General for Economic Affairs and Sustainable Dev 5 - Legal Directorate General 6 - Culture and Education Directorate General 6 - Culture and Education Directorate General 7 - Protocol 2 A - Commissioner for Disarmament and Arms Control 2 A - Commissioner for Disarmament and Arms Control 2 – Political Directorate 1 – Central Directorate General E – European Directorate K - Communication The Crisis Response Centre within the Foreign Office Minister of State
15ЗАДАЧИ Центра кризисного реагирования Круглосуточный мониторинг сообщений посольств и СМИ (Ситуационный центр) Круглосуточный мониторинг сообщений посольств и СМИ (Ситуационный центр) Обеспечение докладов по предкризисным ситуациям и вариантам реагирования на них Обеспечение докладов по предкризисным ситуациям и вариантам реагирования на них Координация всех предостережений Координация всех предостережений Обеспечение информацией туроператоров и агентств Обеспечение информацией туроператоров и агентств Раннее предупреждение о чрезвычайной ситуации и инициативы по превентивным мерам Раннее предупреждение о чрезвычайной ситуации и инициативы по превентивным мерам Связь с другими госструктурами и частным сектором Связь с другими госструктурами и частным сектором Созыв целевых кризисных групп Созыв целевых кризисных групп Оказание помощи пострадавшим (спецсвязь с посольствами, кон консультирование турагентств, визовая поддержка, связь по телефону или электронной почте) Оказание помощи пострадавшим (спецсвязь с посольствами, кон консультирование турагентств, визовая поддержка, связь по телефону или электронной почте) Обеспечение картографическими и фотоматериалами со спутников Обеспечение картографическими и фотоматериалами со спутников
16 Карты, ГИС (3 чел.) Кризисное реагирование (10 чел.) Дежурные Ситцентра ( 8 чел. ) Офицеры связи из разведки (2 чел.) Оказание помощи гражданам (5 чел.) Офицер Минобороны (1 чел.) Офицеры федеральной криминальной полиции (2 чел.) Структура и численность Центра кризисного реагирования (всего 31 чел.)
17 Structure of Crisis Task Force Tsunami Foreign Minister State Secretary Crisis Response Centre State Secretary office Press office Country desk Consular- section Medical service Humanitarian Help F.M. of Defense F.M. of the Inerior Robert Koch Institut. F. Criminal Police Office Governm. Disaster relief org. F. Office for Civil Protection and Disaster F. Chancellery F.M. of Development German Assoc. of tour operators F.M. of Justice F.M. of Health Minister- office
18 other national agencies: Federal Ministry of the Interior Federal Criminal Police Office Federal Police Federal Chancellery Federal Intelligence Service Federal Ministry for Economic Cooperation and Development Federal Ministry of Defence international players: Situation and Crisis Centres of partner states Situation Centre of the EU Non-governmental organizations Further institutions Structure of Crisis Task Force
19Training Prerequisite for staff: consular experience, experience in crisis situation at previous post, hardship post Prerequisite for staff: consular experience, experience in crisis situation at previous post, hardship post 4 weeks training on the job for duty officers 4 weeks training on the job for duty officers training courses for various staff members (e.g. crisis response officers) training courses for various staff members (e.g. crisis response officers) training courses for various groups of volunteers (220 FO staff volunteered for crisis response teams, 200 for hotline purposes) training courses for various groups of volunteers (220 FO staff volunteered for crisis response teams, 200 for hotline purposes) crisis management training is offered at various career levels by Crisis Response Centre crisis management training is offered at various career levels by Crisis Response Centre training is also part of Diplomatic School syllabus training is also part of Diplomatic School syllabus
20 С учетом регламента я завершаю выступление и хотел бы дать ссылку на электронную версию своей книги:
21