Презентация
Нодирабегим Тайну чувств береги от толпы, В сердце тайну взлелей и – уйди. В путь любви соберись, Надира, Слезы-жемчуг пролей и – уйди.
Надира родилась в 1792 г. в семье андижанского хана Рахманкул-бека. В юности она получила хорошее образование, свободно владела как родным, так и таджикским.
Совсем юной ее выдают замуж за кокандского правителя Умархана, который сам был замечательным поэтом, подписывавший свои стихи псевдонимом Амири. Большая часть жизни поэтессы прошла в Коканде в придворных к ругах. Когда Надире было тридцать лет, умер спутник ее жизни Умархан. Последующие годы жизни поэтесса провела в среде любителей и покровителей литературы. На престол садится ее четырнадцатилетний сын Мухаммад Алихан Ҳеч ким, ё Раб, жаҳонда ёридин айрилмасун, Жондин ортуқ, меҳрибон дилдоридин айрилмасун,
Bir kelib holimni sultonim tamosho qilmadi, Bedavo dardimga rahm aylab, mudovo qilmadi, Ayrilib andin kongul tarki tamanno qilmadi, Toshbagirlik yor faryodimga parvo qilmadi.
Литературное наследие Надиры составляет около десяти тысяч строк, собранных в три дивана. На родном языке подписывала свои стихи псевдонимами Надира (редкостная) и Камила (совершенная), а персидско- таджикском Макнуна (таинственная). Она была заметной фигурой в жизни Кокандского ханства того времени, и во многих исторических летописях, поэтических антологиях и иных материалах XIX века содержатся многочисленные материалы ее жизни, деятельности, поэзии.
Она писала во многих жанрах поэзии, мастерски используя лучшие традиции творчества Лутфи, Навои, Хафиза, Физули и др. Как и Увайси, Надиры волнуют самые разнообразные темы. Любовь и утверждение благородных идеалов в противовес низменным страстям – вот основной мотив лирики поэтессы. Надира осуждает ханжество и притворство, пологая, что они есть злейшие враги порядочных любящих людей Надира стремится защитить права женщин, призывает к справедливости и человечности.
Надиру привлекал также сатирический дух тех произведений Навои, в которых обличаются невежество и суеверие. Поэтесса наблюдала за происходящими событиями, осуждала пороки. Однако Надира, сама принадлежавшая к высшему свету, естественно, не могла глубоко разобраться во всех противоречиях, которые происходили в этом обществе.
Жизнь Надиры оборвалась трагически. Это произошло в эпоху феодальной раздробленности страны, эмирское-ханских междоусобных распрей. В 1842 г. поэтесса вместе со своими сыновьями - Мухаммадали и Султан-Махмудом была зверски убита бухарским эмиром Насрул мой.
Творчество поэтессы оставило неизгладимый след в узбекской литературе. Надира мечтала о светлом будущем и звала к нему своих современников
"Я мечтаю о том, как взойдет солнце нашего счастья и наступит конец мраку темницы"