ДВИГАТЕЛЬ - энергосиловая машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу Двигатель внутреннего сгорания - преобразует энергию расширььяющихся газов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 1. По назначению 2. По способу осуществления рабочего цикла 3. По способу смесеобразования 4. По виду применяемого топлива 5. По объёму силиндров 6. По числу силиндров 7. По расположению силиндров 8. По способу наполнения силиндров свежим зарядом 9. По охлаждению 10. По способу воспламенения рабочей смеси
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 1. По назначению - транспортные - стационарные 2. По способу осуществления рабочего цикла - 2-х тактные - 4-х тактные
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 3. По способу смесеобразования - с внешним смесеобразованием (бензин) - с внутренним смесеобразованием (дизель) 4. По виду применяемого топлива - бензиновые - дизеля (на соляре) - газовые 5. По числу силиндров: 2, 4, 6, 8 и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 6. по объему силиндров.( л/а) Особо малый –до 1,2 л Малый класс – от 1.2 до 1.8 л Средний класс – от 1,8 до 3,5 л Большие свыше 3,5 л 7. по способу воспламенения рабочей смеси: - с воспламенением от эл.искры (карбюраторные, газовые) - с воспламенением от сжатия (дизель)
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 8. По расположению силиндров - однорядные - двухрядные (V–образные) 9. По способу наполнения силиндров свежим зарядом - без наддува (за счет разряжения в силиндре) - с наддувом (турбокомпрессором) 10. По охлаждению - с водяным - с воздушным
УСТРОЙСТВО 4-Х ТАКТНОГО ОДНОЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
УСТРОЙСТВО ОДНОЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
ВМТ – крайнее верхнее положение поршня НМТ – крайнее нижнее положение поршня S - ход поршня (расстояние от НМТ до ВМТ) Цикл – совокупность процессов, которые непрерывно повторяются в силиндре Такт – часть рабочего цикла, происходящая за 1 ход поршня
ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Рабочий объём силиндра ( Vр) – объем силиндра, освобождаемого поршнем при перемещении его от ВМТ к НМТ Объем камеры сгорания (Vc) – пространство над поршнем при положении его в ВМТ Полный объем силиндра (Vп) – объем пространства над поршнем при положении его в НМТ Vп = Vp + Vc
ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ Литраж двигателя Vл = Vp i где i – число силиндров Степень сжатия Е – показывает, во сколько раз уменьшается полный объем силиндра Дв при перемещении его от ВМТ к НМТ Е = Vп = Vр + Vс V с Vс для карбюраторных Дв Е = 6,5 – 10 ед. для дизельных Дв Е = ед.
РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ - СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ПРОХОДЯЩИХ ВНУТРИ ЦИЛИНДРА
РАБОЧИЙ ЦИКЛ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1 такт впускной клапан Впуск Гс 3 такт Рабочий ход 2 такт Сжатие Рс 4 такт Выпуск отр.газов
Рабочий цикл 4-х тактного односилиндрового карбюраторного Дв так- та Название такта Перемещение поршня Угол поворота Кв Положение клапанов Среда в силиндре Содержание такта 1. впуск Гсвниз от ВМТ к НМТ открыт впускной Рц=8-9 КПа t рс= С Под действием разряжения Гс поступает в силиндр и образует Рс 2. сжатие Рс вверх от НМТ к ВМТ закрыты Рц= КПа t рс= С Поршень сжимает Рс и в положении около ВМТ подается искра 3. рабочий ход (расширьь газов) вниз под действием горячих газов закрыты Рнач.т= КПа Рконц=35-45 КПа t нач= С t конц= С Рс воспламеняется, горячие газы давят на поршень и проворачивают Кв 4. выпуск отраб. газов вверх от НМТ к ВМТ открыт выпускной Рц=10-12 КПа t г= С Отработавшие газы через выпускной клапан выходят в атмосферу Каждый такт начинается и заканчивается в одной из мертвых точек.
РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Рабочий цикл 4-х тактного односилиндрового дизельного Дв так -та Название такта Перемеще- ние поршня Угол по- ворота Кв Положение клапанов Среда в силиндре Содержание такта 1. впуск воздуха вниз от ВМТ к НМТ открыт впускной Рвоз.=8-9 КПа t ц.=50-80 С Под действием разряжения очищ. воздух поступает в силиндр 2. сжатие воздуха вверх от НМТ к ВМТ закрыты Рвоз.к.т.= КПа t воз.= С Поршень сжимает воздух, его объём, t - увеличивается 3. рабочий ход (расширьь газов) вниз под действием горячих газов закрыты Ртоп.= КПа Ргазов= КПа t газов= С В положении поршня около ВМТ в сжатый горячий воздух впрыскивается под давлением мелко- распыленное топливо, смешивается с воздухом, нагревается и воспламеняется. Горячие газы давят на поршень и поворачивают Кв 4. выпуск отраб. газов вверх от НМТ к ВМТ открыт выпускной Рц=11-12 КПа t г= С Отработавшие газы через выпускной клапан выходят в атмосферу
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ 1. Индикаторная мощность (Nи) – мощность, развиваемая газами внутри Дв 2. Эффективная мощность (Nе) – мощность, полученная на Кв Дв. (Nе меньше Nи на величину потери мощности на трение и приведение в действие крошат. механизма и других механизмов Дв). 3. Коэффициент полезного действия Дв КПД = Nэ/ Nи чем меньше потери на трение, тем выше КПД Дв. 4. Литровая мощность Nл = Nе / i х Vр, где i – число силиндров
2-Х ТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЦИЛИНДРОВ Варианты расположения силиндров двигателя: а) однорядного б) однорядного с наклоном от вертикали в) V-образного г) оппозитного (угол 180 градусов) 1- силиндр 3- блок-картер 2- головка силиндров 4- поддон
- это чередование одноименных тактов в силиндрах Дв Из условия равномерности вращения Кв необходимо, чтобы чередование Р.х. в разных силиндрах соответствовало 720: i ; где i - количество силиндров.
ПОРЯДОК РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ МНОГОЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 4-х силиндровый: 720 : 4 = ти сил.: 720 : 6 = ми сил.: 720 : 8 = 90
КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ МЕХАНИЗМЫ: 1. Кривошипно-шатунный 2. Газораспределительный СИСТЕМЫ: 1. Система охлаждения 2. Система смазки 3. Система питания 4. Система зажигания