СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Федотова Н.А., заместитель директора центра дополнительного образования, искусства и физической культуры ГАОУ ДПО ИРР ПО
Основополагающие документы государственной политики в сфере образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г р Концепция развития дополнительного образования, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Распоряжение Правительства РФ от N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на годы» Распоряжение Правительства Пензенской области от 28 августа 2012 г. N 442-рП "Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012 – 2021 годы»
Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание дополнительного образования детей Игра, ритуал Встреча с образцами Общение Творчество Изготовление продукта
Нормативные документы и содержание дополнительного образования Предпрофессиональные программы Общеразвивающие программы Программы профессионального обучения Программы дошкольного образования
Особенности содержания деятельности учреждения дополнительного образования детей - не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов -предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других -содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка и имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). -в основе образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности
Функции, определяющие содержание дополнительного образования детей - ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, профориентационная, рекреационная, культурообразующая ( А.К. Бруднов); -социальная, педагогическая и методическая (О.Е. Лебедев); -образовательная и социально-педагогическая (А.В. Золотарева);
Варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования - Эмоциональное развитие - Мотивационное развитие - Волевое развитие - Развитие предметно-практических сфер - Развитие экзистенциальной сферы детей - Сфера саморегуляции
Тенденции обновления содержания дополнительного образования детей Изменение нормативной базы Развитие науки и технологий Методический поиск педагогов, коллективов, организаций Молодёжная и подростковая культура, запрос родителей Содержание дополнительного образования детей
Отличительные особенности дополнительного образования -Личностно-ориентированный подход к ребёнку -Создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной программы -Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей различные потребности ребёнка -Деятельностный характер образовательного процесса -Постоянное обновление содержания с учётом интересов детей -Организация педагогической деятельности специалистами, имеющими соответствующую установленным требованиям профессиональную подготовку (п. 1 ст. 46 ФЗ « Об образовании»)
Дополнительное образование имеет значительный потенциал для более качественной реализации ФГОС ОО Возможность интеграции общего и дополнительного образования Построение индивидуального образовательного маршрута учащегося Привлечение в школу «узких» специалистов из дополнительного образования детей в сферах творческой деятельности Использование материально-технической базы дополнительного образования для качественной реализации программ Освоение уникальных педагогических технологий развития творческих способностей применяемых при реализации дополнительных общеобразовательных программ Осуществление синхронизации программ дополнительного образования детей с требованиями ФГОС ОО
Обновление содержания и условий реализации образовательных программ в соответствии с уровнем развития науки и технологий Внедрение в дополнительное образование модернизационного формата, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей Погружение учащихся в интерактивную образовательную среду Развитие программ сетевого, межведомственного взаимодействия
Содержание дополнительного образования и родительский запрос Иностранные языки Подготовка к ГИА и ЕГЭ Детский шоу-бизнес Спорт, оздоровление
Молодёжная культура как источник обновления содержания дополнительного образования Уличные танцы Граффити Стрит воркаут
Инновационные поиски в содержании дополнительного образования детей Интерактивные парки Центры семейной анимации Мультимедийные проекты