Методы оценки качества продукции. Методы оценки качества продукции.
Согласно ГОСТ уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Согласно ГОСТ базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.
Под оценкой уровня качества продукции понимается результат оценивания, то есть сопоставления показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями Форма предоставления: Количественная форма оценки – выражается одним числом, которое представляет собой значение комплексного ПК, отражающего определенную совокупность свойств продукции Качественная форма оценки – выражается в виде утверждения о том, соответствует продукция по рассматриваемой совокупности свойств уровню требований определенного рынка, превосходит их или уступает им.
Цель оценки уровня качества Выбор способов и определение значений показателей качества Обоснование рекомендаций Оценка уровня качества Выбор метода оценки уровня качества Выбор базовых показателей качества Выбор номенклатуры показателей качества Принятие решений Этапы оценки уровня качества продукции
Методы оценки качества продукции включают: дифференциальный, комплексный, смешанный, статистический. Дифференциальный метод оценки качества продукции основан на использовании единичных показателей ее качества. Комплексный метод основан на использовании комплексных показателей качества. Смешанный метод предполагает одновременное использование единичных и комплексных показателей качества. Статистический метод это метод, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики.
Методы определения качества К специальным методам определения качества продукции относятся: 1) измерительный метод; 1) измерительный метод; 2) регистрационный метод; 2) регистрационный метод; 3) расчетный метод; 3) расчетный метод; 4) органолептический метод; 4) органолептический метод; 5) экспертный метод; 5) экспертный метод; 6) социологический метод. 6) социологический метод.
Методы определения качества Измерительный метод предполагает установление показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерений. Базируется на информации, получаемой с использованием средств измерений и контроля. Регистрационный метод предполагает установление показателей качества продукции на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных событий, например отказов изделия при испытаниях и т.п.
Методы определения качества Расчетный метод сводится к определению качества продукции на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Расчетный метод применяют главным образом при проектировании продукции, когда последняя не может еще быть объектом экспериментального исследования.
Методы определения качества Экспертный метод заключается в определении качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. Социологический метод осуществляется посредством сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет, вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок и т.п. Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
Методы определения качества Органолептический метод представляет собой определение качества продукции посредством анализа восприятий органов чувств. При таком методе органы чувств человека позволяют ему получать информацию в виде определенных ощущений. Точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств, повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Уровень качества продукции определяется совокупностью единичных и (или) комплексных показателей, в результате сравнения которых с базовыми значениями в зависимости от цели оценки можно сделать соответствующие выводы. Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно- правовые показатели. Значение показателей качества продукции определяется различными методами, приоритетность и значимость которых меняется в зависимости от поставленных перед исследователем задач. Методы определения показателей качества различаются по уровням достоверности. Таким образом, к самому достоверному следует отнести измерительный метод. Тогда социологический будет диаметрально противоположным ему.