Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе
Методика обучения русскому языку – наука иерархическая Методические рекомендации Цели, задачи, содержание учебного процесса Система понятий, в которой отражаются основные методические концепции
Значение работы над языком и речью умственно отсталых учащихся Язык и речь являются средством общения Язык и речь тесно связаны с мышлением Речь влияет на развитие всех высших психических функций Речь является регулятором человеческого поведения
Отклонения в речевом развитии Задержка становления речи Недоразвитие речи: -нарушение произношения - нарушение фонематического слуха - нарушение координации речевых органов - бедность словарного запаса - нарушение грамматического строя речи - трудности формирования диалогической и монологической речи
Цели и задачи обучения русскому языку Цель: развитие речевой функции в качестве регуляции мыслительной деятельности или формирование речи как средства развития общения и коррекции недостатков познавательной деятельности. Задачи: научить правильно и осмысленно читать доступный для олигофренов материал сформировать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию повысить уровень общего развития учащихся (кругозор) научить школьников правильно и последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме развивать нравственные качества, влиять на становление характера и личности умственно отсталых детей
Язык и речь Выполняют одни и те же функции: Коммуникативную Номинативную Комулятивную Когнитивную
Язык: Система знаков Единицы языка: фонема морфема слово словосочетание предложение текст Объективен Иерархичен Речь: Деятельность с помощью знаков Единицы речи: звук слог словоформа синтагма фраза связная речь Субъективна Линейна
Структура и содержание уроков русского языка Первый этап – первый год обучения. Задачи : углубленное изучение детей; включение их в школьные занятия; исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; выработка первоначальных навыков чтения и письма; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения, вести беседу; воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Второй этап – 2 – 4 год обучения Задачи: развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словаря; развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли; освоение школьниками простейших видов письменной речи; практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил; развитие навыка правильного, выразительного и сознательного чтения на материале несложных художественных текстов и статей научного характера.
Третий этап – 5- 9 год обучения Задачи: дальнейшее совершенствование техники чтения, в частности, формирование навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала; овладение различными формами пересказа; старшеклассники учатся последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах; осваивают элементарные грамматические понятия и связанные с ними правила правописания.
Коррекционная и практическая направленность программного материала. 1. Учет недостатков речевого развития 2. Учет недостатков прошлого опыта 3. Учет недостатков мыслительной деятельности 4. Учет слабого уровня развития навыков дифференциации сходного материала 5. Учет медленного темпа усвоения учебного материала 1. Специальные уроки развития устной речи (1-4-й классы) 2. Курс практической грамматики, нацелен на развитие и коррекцию речи 3. Тенденция к законченности курса
Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности обучения; дифференцированного и индивидуального подходов; коммуникативной направленности