Методологическая рефлексия педагога Выполнила: студентка I курса, факультета педагогики и психологии, группы ПС-11, Лисавина Дарья
методология Методология – необходимый компонент любой научной деятельности, в том числе и педагогической. Именно научная деятельность (студента, учителя, ученого) становится предметом осознания, обучения и рационализации. Под методологией педагогического исследования подразумевается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной педагогической деятельности.
Методологическая рефлексия Методологическая рефлексия рассматривается как критический анализ и оценка процесса и результата собственной научно-познавательной деятельности/ деятельности других исследователей, контекста, в котором она осуществляется, с позиций критериев качества исследований с целью коррекции имеющейся деятельности и качественного проектирования дальнейшей исследовательской работы.
Педагогическое исследование Методологическа я часть Процедурная часть Определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка его гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии. Разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста научной работы
Позиция В.В. Краевского В содержание методологической культуры педагога, с позиции В.В. Краевского, входят методологическая рефлексия. Исследователь отмечает, что именно методологическая рефлексия позволит педагогу, занимающемуся научной деятельностью, стать «над исследованием», занять позицию независимого оппонента по отношению к собственному исследованию.
Чем полезна методологическая рефлексия? Методологическая рефлексия помогает педагогу предвидеть результаты своей научной работы, скорректировать цель, определить значимость предстоящего исследования для науки и практики. Методологическая рефлексия позволит исследователю целостно представить изучаемый объект, проанализировать свою деятельность в прошлом и настоящем, а также предвидеть исход исследования в будущем.
рефлексивная самостоятельность педагога Высшим уровнем владения методологической рефлексией как компонентом методологической культуры является рефлексивная самостоятельность педагога.
Критерии анализа объекта Следует подчеркнуть, что не нужно абсолютизировать какую-либо одну из рассмотренных групп критериев качества. Только система критериев, через призму которых осуществляется критический анализ изучаемых объектов, станет действенным механизмом обеспечения качества педагогических исследований.
Список использованной литературы 1. Берков, В. Ф. Из опыта логической экспертизы диссертационных работ [Текст] / В. Ф. Берков // Проблемы управления. – – 3. – С. 114– Берков, В. Ф. Логика научного познания [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Берков. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, – 168 с. 3. Колесникова, И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе [Текст] / И. А. Колесникова // Социально- гуманитарные знания. – – 3. – С. 33–46.