Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Advertisements

Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Тема дипломной работы: « Формирование познавательного интереса средствами природы» студента 4 курса, группы 2 ДО(ЗО) направления подготовки –
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Транксрипт:

Методы исследования возрастной психологии

АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. В процессе развития знаний в области психологии, ее вычленения в отдельную науку, разветвлению психологии на различные области изучения у нее, как и у других научных дисциплин определилась и своя методологическая база, т.е. такая совокупность применяемых в науке методов, с помощью которых исследователи могут наиболее эффективно исследовать все психические процессы, происходящие в мозгу человека, в том числе и дошкольного. ЦЕЛЬ: изучение методов возрастной психологии и особенностей их применения.

Задачи : рассмотреть методологические основы изучения возрастной психологии; провести классификацию методов ее исследования; определить порядок организации изучения возрастной психологии; изучить предмет и метод исследование в психологии психологического развития: раскрыть тему развитие возрастной психологии в мире. Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими учеными-психологами, социологами в области современной возрастной и педагогической психологии. Предметом исследования курсовой работы являются методы исследования возрастной психологии.

Основные требования к методу психологического наблюдения: 1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения. 2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник – что нас интересует в этой деятельности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и тому подобное). 3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения. 4.Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Если, например, объектом исследования является учебная работа детей на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока – некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников могут появляться признаки переутомления. 5.Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: o с применением одинаковых критериев; o с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; o в одних и тех же оценках и так далее. 6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ГРУППЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Классификация Б.Г.Ананьева: Уровень методики (проективные) Уровень методического приема (РЭП-тест). Уровень метода (наблюдение, эксперимент). Уровень организации исследования (эмпирические, теоретические). Уровень методологического подхода (психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.). Классификация Г.Д. Пирьова: Вспомогательные: Математические. Графические. Сравнительные. Самостоятельные: Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого- педагогический). Моделирование. Психологическая характеристика.

Проективные методы: Проективные методы – совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Проективные методы – совокупность методик целостного изучения личности. Метод наблюдения: Целенаправленное изучение в естественных условиях (если нет цели, наблюдать нельзя); Систематическое наблюдение; Фиксируемое наблюдение (испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают, необходимо учитывать все полученные факты) Метод эксперимента: Создание необходимых условий; Возможность неоднократного повторения; Позволяет получить количественные данные о качественных закономерностях, т.е. установить эту закономерность.

Вспомогательные методы исследования Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе. Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования. Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки симптомы в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод, что на формирование мышления и поведение современного подростка большую роль оказывает множество социальных факторов. Социальные факторы оказывают положительное так и негативное влияние. Положительно и отрицательно каждый социальный фактор рассматривать нельзя, так как подросток по индивидуальному адаптируется к определенной среде. Социальная среда включает в себя: семья школа друзья информация телевидения и радио и т.д.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!