МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и себе самом» И.П. Павлов
Сущность мышления как познавательного процесса МЫШЛЕНИЕ – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. МЫШЛЕНИЕ – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
ОБОБЩЕННОСТЬ выражается в способности постигать свойства, которые являются общими для множества объектов; выражается в способности постигать свойства, которые являются общими для множества объектов;
ОПОСРЕДОВАННОСТЬ - в способности познавать недоступные для восприятия свойства и закономерности не прямо, а косвенно. в способности познавать недоступные для восприятия свойства и закономерности объектов и явлений не прямо, а косвенно.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: Мышление всегда имеет опосредованный характер Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме Мышление человека органически связано с практической деятельностью.
Функция мышления - Расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Стадии становления мышления Допонятийное (присуще детям до 5 лет и характеризуется эгоцентризмом) Понятийное (формируется к 16 – 17 годам)
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; решение проблем (мыслительных задач).
Процесс решения задач:
Этапы решения задач: мотивация (желание решить проблему); анализ проблемы; поиск решения проблемы на основе известного алгоритма. (Решению задачи зачастую способствует инсайт); доказательство и обоснование правильности решения; реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.
Мыслительные операции: анализ; синтез; сравнение; обобщение; абстрагирование; конкретизация; систематизация (классификация).
Виды мышления: По степени развернутости решаемых задач: По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное; По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое По содержанию решаемых задач: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно-логическое
Содержание мышления формы виды операции способы МЫШЛЕНИЕ Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Аналогия Наглядно – действенное; Наглядно- образное; Абстрактно- логическое; Теоретическое; Практическое; Дискурсивное; Интуитивное; Продуктивное; Репродуктивное Индукция Дедукция
СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ самостоятельность широта глубина оригинальность критичность быстрота
РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ РЕЧЬ – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Отличие языка от речи: Язык един для всех людей, пользующихся им; Речь - индивидуальна. Язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека; Речь без усвоения языка невозможна
Связующим звеном между языком и речью выступает значение СЛОВА, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь выполняет ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления других людей.
СВОЙСТВА РЕЧИ: выразительность воздейственность содержательность понятность
ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯПИСЬМЕННАЯВНУТРЕННЯЯ Диалогическая Монологическая
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 –й период – фонетический - усвоение звукового облика слова (до 2-х лет).
2 –й период – грамматический - усвоение структурных закономерностей организации высказываний (до 3-х лет).
3 –й период – семантический - усвоение понятийной отнесенности (до 17 лет).