Направления и технологии в управленческом учете Выполнила : Койчуева З. С. Проверила : к. э. н., доцент Боташева Л. С.
Определение O Управленческий учет – это система внутреннего учета и обработки данных хозяйственной деятельности предприятия для руководителей различных уровней, на основе которой они принимаются более обоснованные решения, в целях повышения эффективности текущих операций.
Модель процесса принятия решения 1. Определение целей 2. Поиск альтернативных вариантов действий 3. Сбор данных по альтернативным вариантам 4. Выбор из набора альтернатив 7. Корректировка отклонений от плана 5. Реализация принятого решения 6. Анализ фактических и плановых результатов Процесс планирования Процесс управления
Цели менеджмента и их реализация Максимизация прибыли предприятия Обеспечение платежеспособности предприятия Обеспечение устойчивого развития и увеличение капитала собственников Бюджетирование Затраты на продукцию, клиента. Центры финансовой ответственности Планирование программ развития Изменение затрат при изменении объемов реализации. Разработка систем мотиваций Планирование и анализ инвестиций Оптимизация запасов Вклад в прибыли видов продукции Эффективность деятельности подразделений Оптимизация затрат Уровень информационного обеспечения. Какая информация нужна? Уровень объектов управления. Как достичь целей предприятия? Оптимизация денежных потоков Наращивание или сокращение мощностей Инновационная деятельность. Инвестиции Стратегия развития Ценообра- зование Уровень инструментов управления Стоимость источников финансирования Потребность в денежных средствах Затраты на инвестиции и развитие Индикаторы стратегии развития Затраты на подразделение, вид деятельности Ассортимент продукции (услуг) Стоимость дебиторской задолженности Результаты деятельности подразделений Оптимизация дебиторской задолженности Повышение стоимости предприятия Потребност ь в запасах Оптимизация кредиторской задолженности
Учетная система предприятия Бухгалтерский учет Другие виды информации Налоговый учет Финансовый учет Управленческий учет
Определения Финансовый учет – это система учета по строго регламентированным правилам, предназначенная в первую очередь для предоставления информации внешним пользователям. Финансовый учет ведется в соответствии с требованиями ПБУ РФ. Налоговый учет - это система учета, направленная на определение налоговой базы и налоговых обязательств по соответствующему налогу. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Объект управленческого учета Объекты управленческого учета: затраты предприятия; себестоимость продукции; результаты деятельности; процессы предприятия; подразделения предприятия и эффективность их деятельности; трансфертная цена.
Эволюция управленческого учета Калькуляционный учет Производственный учет Управленческий учет Учет и регистрация расходов предприятия с целью расчета себестоимости товара и определения прибыли. Возник вместе с хозяйственным учетом Учет затрат и калькулирование производственной себестоимости с целью оптимизации затрат и повышения эффективности производства. (конец IXX в. - XX в.) Оптимизация затрат, цены, объемов по видам продукции, подразделениям, видам деятельности с целью максимизации эффективности деятельности предприятия. (с 70 гг. XX в.)
Направления (виды) управленческого учета Маржинальный учет направлен на расчет производственной себестоимости, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (является основой управленческого учета) Производственный учет направлен на оптимизацию объема реализации продукции, цены и затрат в целях максимизации операционной прибыли предприятия направлен на повышение эффективности деятельности подразделений через формирование системы бюджетирования и персонифицированной ответственности за финансовые результаты. направлен на создание системы ресурсного и финансового обеспечения стратегии развития предприятия Бюджетный учет Стратегический учет
Затраты и расходы предприятия Затраты ЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты
Методы калькулирования АВС-костинг АВС-костинг (Activity Based Costing) – калькулирование по видам деятельности. Современный метод калькулирования, позволяющий наиболее точно отнести косвенные затраты на стоимость готового продукта исходя из стоимости затраченных ресурсов на деятельность, связанную с производством и реализацией данного продукта. Объектом учета затрат является вид деятельности (процесс) необходимый для производства и реализации готового продукта.
Методы калькулирования АВС-костинг Особенность АВС - кастинга состоит в том, что процесс распределения косвенных затрат на продукт включает определение стоимости процесса, как набора видов деятельности необходимых для получения готового продукта. Главное преимущество АВС - кастинга перед другими методами заключается в том, что он позволяет точно отследить причины возникновения косвенных затрат, что позволяет более точно определить себестоимость единицы продукции. А так же выявить неэффективное расходование ресурсов.
Учетные технологии, применяемые в управленческом учете Standard costing Direct costing ABC (activity based costing) ФСА – функционально-стоимостной анализ Target costing Kaizen costing Life cycle costing др.
ФСА – функционально-стоимостной анализ Суть ФСА заключается в оценке затрат на создание (стоимости) определенных потребительских качеств продукции. Это прежде всего стоимостной анализ инженерных решений. ФСА используется в двух вариантах: 1. для анализа себестоимости производимой продукции, 2. анализа себестоимости проектируемой продукции. ФСА применяется как средство предотвращения возникновения неэффективных решений уже на стадии проектирования производства.
ФСА – функционально-стоимостной анализ При проведении функционально-стоимостного анализа анализируются в сравнении значимость определенной функции (потребительского качества) для потребителя и затрат на ее реализацию в продукции. Незначимые функции с точки зрения потребителя и требующие существенных затрат признаются неэффективными и устраняются из продукции. ФСА был разработан для повышения эффективности производства в General Electric в 1947 г. группой инженеров под руководством Лоуренса Майлса, существует российский вариант ФСА.
Target costing Target costing («целевое калькулирование») – концепция превентивного контроля затрат на производство продукции в соответствии с рыночными реалиями. В основу концепции положено определение себестоимости продукции как функции от цены. Традиционная формула ценообразования, как функция цены, была изменена в функцию себестоимости. Цена = Себестоимость + Прибыль Себестоимость = Цена - Прибыль
Target costing Концепция таргет-костинг предусматривает расчёт себестоимости продукции, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований и является ожидаемой рыночной ценой. Для определения целевой себестоимости продукции из ожидаемой рыночной цены вычитается величина прибыли, которую хочет получить фирма. Далее все участники производственного процесса трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости. Впервые применена в корпорации Toyota в 1965 г. Термин был введен в управленческий учет Тоширо Хиромото в 1988 г.
Kaizen costing «Kaizen» (пер. с японского) – улучшение, совершенствование маленькими шагами. Kaizen costing – это подход к снижению себестоимости производимой продукции на каждой стадии производства. Основанный на активном вовлечении работающего персонала в повышение эффективности своей деятельности, что приводит к снижению затрат на производство продукции в целом по предприятию. Понятие введено в управленческий учет Ясухиро Монден в 1990 г.
Life cycle costing Life cycle costing – учет затрат жизненного цикла продукции. Этот подход был введен в США и Великобритании в рамках государственных проектов в области обороны (1980-е гг.) Имеет 2 направления: 1) Расчет стоимости продукта для потребителя от покупки до окончания эксплуатации. Этот показатель важен для оценки потребительской привлекательности товаров длительного потребления. 2) Оценка стоимости полного жизненного цикла изделия от проектирования до снятия с производства и мероприятий по закрытию и консервации производства. Этот показатель важен для оценки совокупной величины финансирования программы и применяется как инвестиционный показатель для оценки эффективности инвестиций
Заключение На основе стандартных моделей разрабатывается система управленческого учета под конкретное предприятие. Менеджеры, пользуясь данными управленческого учета, могут принимать обоснованные решения в целях реализации повышения эффективности деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности и стратегии развития предприятия.