Метод проектов в образовательном процессе Методический семинар
Личностно-ориентированная модель образования. Цель: развитие познавательных, коммуникативных, рефлексивных потребностей ученика средствами учебного предмета. Ученик - субъект учебной деятельности, имеющий цель деятельности. Главное процесс обучения, а не результат.
Управление не деятельностью ученика, а учебно-познавательной ситуацией. Ученик активно познает мир, опираясь на свой жизненный опыт. Сотрудничество и сотворчество. Результат: сформированность качеств ума как личностное новообразование.
Виды проектной деятельности Педагогические проекты Учебные проекты Социальные проекты
Учебный проект - способ построения образовательного процесса, взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения в процессе практического или теоретического решения значимой проблемы.
Условия применения метода проектов Существование значимой проблемы, требующей решения. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная). Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность учащихся.
Этапы работы над проектом. Поиск проблемы – социально значимой задачи. Проектирование - планирование деятельности по разрешению проблемы. Поиск информации. Создание продукта – результата работы над проектом. Презентация – представление продукта заказчику. Оформление портфолио – проектная папка.
Типологические признаки проекта Метод, доминирующий в проекте Комплексность Характер контактов Характер координации Число участников проекта Продолжительность проекта
Метод, доминирующий в проекте 1. Исследовательские проекты. 2. Творческие проекты. 3. Игровые проекты. 4. Информационные проекты. 5. Практико-ориентированные проекты.
Классификация по комплексности: Монопроекты (в рамках одного предмета). Межпредметные проекты
Классификация по характеру контактов: внутриклассные; внутришкольные; региональные; межрегиональные; международные.
Классификация по числу участников: Индивидуальные Парные Групповые
Продолжительность проекта Мини-проекты (один урок или менее) Краткосрочные проекты (4-6 уроков) Недельные проекты Годичные проекты
Творческие методы проектирования: аналогия; ассоциация; неология; эвристическое комбинирование; антропотехника; инверсия; мозговой штурм; карикатура; бионический метод.
Формы продуктов проектной деятельности: web-сайт: анализ данных социологического опроса; бизнес-план; видеофильм; выставка; газета; действующая фирма; журнал; законопроект; чертеж; коллекция; игра; карта; макет; костюм; справочник; сценарий; путеводитель; серия иллюстраций; пакет рекомендаций; учебное пособие.
Паспорт проектной работы. 1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Консультант(ы) проекта. 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). 8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико- ориентированный, ролевой). 9. Заказчик проекта.
10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). 11. Задачи проекта 12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). 13. Необходимое оборудование. 14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание). 15. Предполагаемые продукт(ы) проекта. 16. Этапы работы над проектом 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление портфолио – проектной папки. 1. Паспорт проекта; 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов; 3. Промежуточные отчеты группы; 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета; 5. Результаты исследований и анализа; 6. Записи всех идей, гипотез и решений;
7 отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; 8. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; 9. эскизы, чертежи, наброски продукта; 10. материалы к презентации (сценарий); 11. другие рабочие материалы и черновики группы.
Виды презентаций проектов. Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). Деловая игра. Демонстрация видеофильма продукта, выполненного на основе информационных технологий. Диалог исторических или литературных персонажей. Защита на Ученом Совете. Игра с залом. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций Инсценировка реального или вымышленного исторического события. Научный доклад. Научная конференция. Отчет исследовательской экспедиции. Пресс-конференция. Путешествие. Реклама. Ролевая игра. Соревнования. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.
Система оценки проектных работ. Критерии: самостоятельность работы над проектом; актуальность и значимость темы; полнота раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; артистизм и выразительность выступления; как раскрыто содержание проекта в презентации; использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы.
Роль учителя. Учитель должен: создать мотивацию; создать образовательную среду; определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; организовать работу (в группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах, методами исследования; консультировать; иметь критерии объективной оценки.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности. 1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности: 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6.Коммуникативные умения: умение вести дискуссию; умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проект Метод обучения Содержание обучения Форма организации учебного процесса Особая философия образования
Спасибо за внимание.