Теория развивающего обучения. Исторический экскурс -проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Advertisements

Основные аспекты системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
Образовательная программа Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. МАОУ «СОШ 4»
МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа» «Развивающее обучение» Выполнил: Выполнил: преподаватель-организаторОБЖ преподаватель-организаторОБЖ.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДАНИИЛА БОРИСОВИЧА ЭЛЬКОНИНА И ДАВЫДОВА ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВЫПОЛНИЛИ : СТУДЕНТКИ 2 КУРСА ГРУППЫ 4505 ОСИНА ИРИНА И ПАВЛОВА КРИСТИНА.
Презентация подготовлена З.А.Кокаревой, к.п.н., доцентом, зав. лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «ВИРО» Технологии деятельностной.
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Базовые образовательные технологии в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Муниципальное.
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
Даниил Эльконин- советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. В 1929 работал с Л. Выготским. В 1937 работал.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Системы обучения в начальной школе. Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.С. Выготский.
«Системно- деятельностный подход в образовательном процессе» Выступление МБОУ учителя Кумарица Н.Н. «Красноярская СОШ»
Выполнил: Любич А.А., Учитель истории и обществознания.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Транксрипт:

Теория развивающего обучения

Исторический экскурс -проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского и др. - в советское время её интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. А. Менчинская, а также А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и др.

Развивающее обучение -направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. (Гамезо М.В. словарь по педагогической психологии, 2001 г.) -особая образовательная технология. Направлено на формирование механизмов мышления у учащихся, в ходе обучения учащийся «проживает» весь познавательный цикл. (Новокшонова Г.А. словарь социального педагога, 2000 г.)

Автор системы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

«Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной» Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

В 1959 году на базе школы 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина « Психология младшего школьника ». В 1991 году образовательная система Эльконина- Давыдова вошла в массовую педагогическую практику. В 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина- Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.

Принципы развивающего обучения Л. В. Занкова: -обучение на высоком уровне трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - высокий темп изучения материала; - осознание учащимися процесса учения; - целенаправленная работа над развитием всех учащихся.

Принципы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова: -универсальный принцип решения задач; - развитие абстрактно – теоретической формы мышления ученика; - развитие теоретического мышления; - метод восхождения мысли от абстрактного к конкретному; - присвоение образовательного продукта.

Сходство идей развивающего обучения, по Л. В. Занкову и В. В. Давыдову – Д. Б. Эльконину, сводится к следующему: - цели их – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; - ученик – активный субъект учебной деятельности; - учитель – организатор коллективной поисковой деятельности; - знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Различие между названными направлениями развивающего обучения заключается в том, что оно, по Л. В. Занкову, идет от частного к общему, в то время как по Давыдову В.В. – от абстрактных понятий к конкретному.

Педагогические цели в развивающего обучения: - дети должны научиться ставить собственные учебные цели и на примере немногих задач осваивать универсальные способы; - дети должны научиться содержательному общению друг с другом – слушать, слышать, выражать свою мысль…, т.е. культурным способам коммуникации; - дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности - способы моделирования.

Учебная задача в технологии развивающего обучения Похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в нахождении общего способа действия, принципа целого класса аналогичных задач.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Система развивающего обучения ЭльконинаД.Б.–ДавыдоваВ. В. в школах РФ Особенности обучения по данной программе: - введение научных знаний с первого дня обучения в школе; - организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний; - открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки Типология уроков

В системе Эльконина-Давыдова урок – понятие вневременное, он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый тип урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. « Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач». (А.Б. Воронцов) Особенности организации урока

Эффективность развивающего обучения - дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад; - уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление); - развитие у детей способностей к глубокому анализу и миросозерцанию, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения; - развитие и реализация скрытых возможностей, заложенных в ребенке;

коэффициент усвояемости нового материала существенно выше, поскольку сама форма обучения н предполагает пассивного восприятия информации от педагога, а приводит к её усвоению путем серии последовательных логических рассуждений самим учеником. Фактически сам ученик формирует следующую ступень знаний; развитие способности нестандартно мыслить и находить нестандартные решения; активная форма обучения по этой системе развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;

- реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого учащегося, заложенная возможность к принятию нестандартных решений, развитие аналитических способностей и умения аргументированно излагать свою точку зрения позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

Заключение На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения, выявлению и формированию творческих способностей детей. В основе этой программы лежит системно-деятельностный подход в обучении. По данной системе у детей есть возможность исследовать, рассуждать, ошибаться, анализировать, доказывать, где-то отстоять своё мнение, открывать новое, копаться в заданиях, чувствовать себя первооткрывателями. Ребята постоянно «включены» в работу, где требуется сообразительность, логика, они с большим удовольствием и желанием решают определённую задачу, радуются найденному правильному решению не только за себя, а за удачи своих товарищей, не боятся отвечать, каждому хочется высказать свою точку зрения.

Список литературы: Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Аннотация Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) Содержание понятия развивающего обучения Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, С Перейти к: 1 2 Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) Проблема отношения обучения и развития Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, С Занков.ru | Система развивающего обучения | История Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., Перейти к: 1 2 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М., Система учебников «Перспектива»: Людмила Георгиевна Петерсон. // Сайт издательства «Просвещение». Проверено 23 октября Борта, Юлия. Закрытые книжки. Минобрнауки запретило учебники, получившие мировое признание // Аргументы и факты (1744) за 9 апреля. С. 27. (Проверено 23 октября 2015)