Жантасова Салтанат Егизбай қ ызы РЯиЛ Иллюзия восприятие и практическое использование закономерности восприятие
Иллюзии (лат. illusio - ошибка, заблуждение) – это искаженное отражение действительности при восприятии реальных объектов и их отдельных свойств. Природа иллюзий может быть различной: - физическая (например, ложка в стакане с водой кажется изломанной на границе поверхности воды); - физиологическая (например, если слегка надавить пальцем глазное яблоко сбоку, то предмет, на который направлен взгляд, раздваивается); - психологическая (например, на фоне человека высокого низкорослый воспринимается еще меньшим, чем это есть на самом деле).
По совокупности различных причин иллюзии иногда подразделяются на: - зрительные (реальные объекты предстают в некой фантастической форме); - вербальные (искажения слов и их смысла воспринимаются человеком как адресованные лично ему); - видимого движения (стробоскопического, индуцированного и автокинетического, при котором неподвижная точка в темноте кажется находящейся в хаотическом движении); - аффективные (возникают в состоянии сильного психического возбуждения); - оптико-геометрические (состоят в кажущемся искажении метрических соотношений компонентов объекта); - установочные (возникают под воздействием внешнего внушения) Иллюзия восприятия размера
Иллюзии восприятия окружающей среды Зрительные Видимомго движения Оптико- геометрическое Вербальные Аффективные Установочные
Иллюзорное восприятие возникает как у психически здоровых людей, так и у людей с расстройствами нервной системы. Основа их лежит в психологических механизмах восприятия окружающей среды. Так, согласно статистике, автомашины светлых цветов сталкиваются друг с другом в 6,1% от всех других происшествий подобного рода (для сравнения: 61,3% столкновений между машинами темных цветов и 32,6% между темными и светлыми). Это связано с тем, что светлые машины создают иллюзию их дистанционной близости, а темные увеличивают субъективную дистанцию и притупляют бдительность водителя.
Для объяснения иллюзий нет единой теоретической основы. По мнению Г.Гельмгольца, «вину» за их появление должен взять на себя механизм, отвечающий за формирование свойства константности восприятия (строение глаза, особенности кодирования сигналов и др.). В самом общем виде можно предположить, что иллюзии вызываются различием в субъективной потребности человека проверять признаки воспринимаемых объектов, появляющихся с различной вероятностью, на их реальность, объективность. Так, признаки с высокой вероятностью появления проверяются человеком слабее («а, что их проверять!»), чем маловероятные события («э-э-э-э, здесь что-то не так!»). Вот здесь-то и подстерегает опасность ошибочного восприятия.
В частных случаях иллюзионное восприятие объясняют: - аффективными состояниями индивида, вызываемыми тревогами и страхами (например, за причудливыми формами растений ночного леса могут мерещиться недружелюбно настроенные фигуры каких-то существ) ; - различиями в восприятии вертикальных и горизонтальных линий объекта, (а вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий); - явлением переноса размеров площади на длину сторон (б стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур); - явлением соотношения частей и целого ( в верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотношения самих линий и стрелок); - эффектом контраста объектов, возникающим из-за влияния окружения, в котором находится воспринимаемый объект (г один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых).
2. Упражнение на глазомер. На бумаге с помощью линейки проводится горизонтальная линия длиной примерно см. Испытуемый трижды делит эту линию пополам «на глазок». По результатам измерений рассчитывается средняя ошибка. Эта операция повторяется ежедневно в течение 5 дней по 10 раз, и каждый раз находится средняя ошибка за день. Успех будет очевиден. 3. Упражнение на скорость чтения. В течение 3 мин читать художественный текст, повторяя непрерывно вслух звук «ля-ля-ля-...». Воспроизвести содержание текста, проанализировать трудности, которые встретились при чтении этого текста. Повторять эту операцию ежедневно по 20 мин в течение месяца. Скорость чтения повысится существенно.