· Темпы физического развития ребенка на 2-м и 3-м году жизни несколько замедляются; за 2-й год рост увеличивается на см, масса тела на 2,5 3 кг, за 3-й год соответственно на см и 2 кг. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются пропорция головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 -х лет Наличие 8 зубов к началу года и к 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса - 20 молочных зубов Происходит дальнейшее развитие речи, познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), внимания; Формируется костно-мышечная, эндокринная, пищеварительная и нервная системы; Осваиваются новые навыки – ходьба, удержание тела в вертикальном положении, ориентация в пространстве, активация и совершенствование движения.
Органы чувств в дошкольном периоде: 1. После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением. 2. Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.
Совершенствуются терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос. Ребенка необходимо обучать навыкам само гигиены (подмывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.
С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет - не менее одного постоянного зуба, в 7 лет - не менее четырех). Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхние грудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным. К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей. Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5 см в год. Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет - на 1,5 см в год; в 10 лет равна 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год. В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако легко искривляются и деформируются. Характерно также развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза).
К 2 годам формируются придаточные пазухи носа. До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая - нежной, слабозащищенной. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.
Тип дыхания: - к 2 годам - диафрагмально-грудной; - к 5 годам - грудной. Частота дыхания: в среднем (до 3 лет ; после ) в минуту. Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет. При выслушивании до 2~3 лет определяется пуэрильное дыхание, и к 7 годам – становится везикулярным.
Увеличивается в размерах.Пульс составляет: - в 1-3 года - l уд. в мин.; - в 4-6 лет уд. в мин. АД max - составляет: n, где n - число лет ребенка AД min = 1/2 от АД max + 10 мм рт. ст. При необходимости оценить АД ребенка более тщательно целесообразно использовать метод центильных таблиц.
К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам - 16 см. Емкость желудка: - в 2 года мл; - в 3 года мл; - в 5-6 лет мл. Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет - до 1 раза в сутки. Значительно улучшаются функции печени.
К 5--6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции, их еще не совершенны: Суточный объем мочи составляет: до 5 лет (n - 1), где n - число лет ребенка; старше 5 лет (n + 5), где n - число лет ребенка. Разовый объем мочи составляет мл в сутки. Относительная плотность мочи ед. Частота мочеиспусканий раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется: - у девочек - к 1,5-2 годам; - у мальчиков - к 3-3,5 годам.
Они любознательны, нет предела любознательности. Основной формой развития является игра. Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям: 1 - активная речь: грамматика (Г), вопросы (в); 2 - сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ); 3 - игра(И); 4 - конструктивная деятельность (КД); 5 - изобразительная деятельность (Изоб); 6 - навыки в одевании (НО), в кормлении (НК); 7 -движения (Д).
Основные ингредиенты пищи в этот период должны поступать в организм в соотношении 1:1:4 и составлять: белок 4 г, жир 4 г, углеводы г на 1 кг массы тела.
Дети начинают познавать окружающий мир. В этом периоде дети любознательные. Появляется потребность к общению с другими детьми и взрослыми. У детей проявляются индивидуальные черты характера.