Приемы инновационного менеджмента - это способы воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на разработку, производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций.
По характеру воздействия на инновации различают следующие методы инновационного менеджмента: маркетинговых воздействий, бенчмаркинг, инжиниринг и реинжиниринг инноваций, брэнд-стратегию, ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер и другие.
Маркетинг инноваций это процесс, который включает в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывания служб сервиса.
1 этап: Общеэкономический анализ рынка, заключающийся в исследовании макроэкономических факторов, имеющих отношение к спросу на новшества, в т.ч. населения, темпов его роста, душевого дохода и потребления, индекса потребительских цен, темпов инфляции и пр. Сюда же относится изучение юридических и институциональных условий, а также практики законодательства.
2 этап: Анализ экономической конъюнктуры, который предполагает изучение проявления на рынке факторов и условий воспроизводства в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой. К ним относятся: факторы спроса, предложения, цены; экономические, социальные, политические и научно- технические условия, а также аспекты управляемости, предсказуемости и направленности конъюнктурообразующих факторов.
3 этап: Специальное исследование рынка, которое включает: а)изучение поведения продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации; б)анализ возможностей рынка и его секторов; в)изучение инноваций по их привлекательности, качеству, доходности и другим характеристикам; г)анализ реализации инноваций; д)изучение конкурентов; е) выбор ниши, т.е. наиболее благоприятного сегмента рынка для данной инновации.
4 этап: Разработка стратегии проникновения новшества, включающая формирование конкурентной стратегии новшества, основанной на формировании каналов сбыта и позиционировании нового товара. Позиционирование означает систему определения места новшества в ряду товаров, уже имеющихся на рынке (качественно новый товар, товар- имитатор, товар-субститут и т.д.).
5 этап: Разработка оперативных маркетинговых мероприятий, которые тесно увязаны с жизненным циклом новшества на рынке: на стадии зарождения для присутствия инноваций на рынке необходимо сформировать адекватные каналы продаж с целью акцентирования и диффузии инновации; на стадии роста - обеспечение стимулирования инновационного товара (агрессивная реклама и т.д.); на стадии зрелости - изменение конкурентной стратегии (переход на стратегию лидерства в издержках, подготовка новой модификации либо создание принципиально нового продукта).
6 этап: Оценка издержек и дохода от маркетинга, производится на основе анализа постоянных и переменных затрат производства и продаж, определения ценовой эластичности но доходам, изучения ценовой политики конкурентов.
Бенчмаркинг представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.
Бенчмаркинг бывает двух видов: Общий, который представляет собой сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продуцентов или продавцов аналогичного продукта. Такое сравнение позволяет наметить четкие направления инвестиционной деятельности. Функциональный, который означает сравнение параметров работы отдельных функций (процессов, приемов работы, операций и т.д.) продуцента (продавца) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий, работающих в похожих условиях.
Функциональный бенчмаркинг включает: 1. выбор определенной функции бизнеса продуцента/продавца; 2. выбор параметров сравнения для данной функции бизнеса; 3. сбор необходимой информации по аналогичным продуцентам/продавцам; 4. анализ (сравнение) параметров функции бизнеса; 5. разработка рекомендаций по совершенствованию анализируемой функции; 6.технико-экономическое обоснование рекомендаций; 7. внедрение рекомендаций в практику фирмы; 8. контроль и оценка эффективности внедренных изменений.
Инжиниринг инноваций это набор приемов, используемых компаниями для проектирования и развития бизнеса в соответствии с намеченными целями. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Она направлена на организацию бизнеса на конкурентной основе.
Методики инжиниринга включают: пошаговые процедуры для проектирования бизнеса; эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
По сложности и значению решаемых методами инжиниринга задач его можно разделить на два класса: 1)эволюционные, ведущие к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющие вид рационализации деловых процессов; 2)рациональные, ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид изобретений новых деловых процессов (решается методами реинжиниринга, представляющего собой разновидность инжиниринга)
Реинжиниринг это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких (скачкообразных) улучшений в таких решающих показателях деятельности, как стоимость, качество, сервис и темпы роста. реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии.
Инновационный характер реинжиниринга разрабатывается совершенно новый деловой процесс, а его реализация дает дерево последующих инноваций в состоянии других элементов производственно-хозяйственной системы организации. Реинжиниринг направлен на решение особо сложных задач, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, при этом показатели улучшаются не на %, а на % и более.
Три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно: 1) организации, находящиеся в кризисном состоянии, т.е. на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы;
Три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно: 2)фирмы, разрабатывающие инновационные стратегии развития, которые в текущий момент не находятся в кризисном положении, но руководители предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением поведения отраслевых конкурентов, изменением поставок ресурсов, изменением состояния макросреды;
Три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно: 3)организации-лидеры, проводящие агрессивную инновационную политику. Они не имеют проблем ни сейчас, ни в обозримом будущем. Однако организации-лидеры не удовлетворяются текущим хорошим состоянием и с помощью реинжиниринга хотят добиться лучшего.
Брэнд - стратегия инновации брэнд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения брэндов на рынке (брэнд-клеймо, фабричная марка). Важнейшей задачей брэнд-стратегии является формирование устойчивого мнения о преимуществах той или иной инновации у потребителей, расширение покупательского спроса. Для этих целей многие фирмы за рубежом и некоторые российские фирмы имеют в своем штате брэнд-менеджеров, которые отвечают за развитие брэнда.
Использование предприятием эффективной брэнд-стратегии дает ему конкурентные преимущества: создает естественную преграду на пути конкурентов. Она вынуждает конкурентов к инвестированию капитала в исследование рынка, разработке рекламных компаний и т.д.; облегчает предприятию вывод на рынок новых продуктов (технологий), захват - новых ниш на отечественном рынке и т.п.; дает предприятию выигрыш во времени для реструктуризации в условиях кризиса.
Как прием менеджмента инноваций Брэнд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брэндов инноваций. Брэнд-инновации можно определить как систему характеристик (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место инновации, а также ее продуцента или продавца. Брэнд заставляет покупателя выбрать именно этот продукт (операцию) из всех возможных.
К материальным характеристикам относятся вид продукта, вес, устройство, сырье, из которого сделан данный продукт и т.д. Нематериальные характеристики инновации включают в себя преимущества или удобства, которые дает владельцу ее пользование (цена, реклама, продолжительность операции и т.п.).
Брэнд-стратегия инновации включает: 1. анализ рыночной ситуации на рынке и выбор направления разработки инновации; 2. поиск идеи и планирование выпуска инновации; 3. организационные мероприятия (маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной компании и т.п.); 4. организацию выпуска инновации; 5. оценку результатов инновации на рынке; 6. разработку и осуществление мероприятий по продвижению и диффузии инновации.
Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает два основных элемента: 1. ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации. 2. ценовую политику, представляющую собой систему основных принципов и правил, используемых для установления цен.
1)ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации. Цена имеет два предела: а)нижний, который является суммой себестоимости производства товара и издержек обращения, т.е. затраты, связанные со сбытом товара; б)верхний, который определяется спросом на данный товар;
2)ценовую политику, представляющую собой систему основных принципов и правил, используемых для установления цен. Ценовая политика включает: а)определение цели ценовой политики в отношении конкретной инновации; б)оценку спроса на данную инновацию в данный период времени и в период времени и в перспективе с учетом изменений условий хозяйственной ситуации; в)анализ и оценку производственного и экономического потенциала предприятия; г)изучение работы конкурентов, их цен, характеристик продукта и т.п.
Ценовая политика основывается на действии внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: изменение спроса покупателей, их интересов и привычек, активность поведения конкурентов на рынке, изменения в экономической политике государства и т.п. Внутренние факторы заключают в себя стремление поднять свой имидж и рейтинговую оценку, избежать банкротства и т.д.
Ценовая политика в области инноваций может включать в себя следующие направления: не снижать цены на конкретную инновацию ниже общей величины затрат на ее производство, реализацию и оптимального уровня рентабельности; стремление к обеспечению цен ниже цен конкурентов на аналогичный вид продукта; ориентировка на цены конкурентов; увеличение объема реализации инноваций за счет более низких цен или лучших условий вложения капитала в них покупателями инноваций и др.
Фронтирование рынка (выходить на) - это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта (зарубежного рынка). Фронтирование рынка предполагает проведение мероприятий по выводу на рынок новых товаров и услуг, проведению разумной ценовой политики, усилению рекламы, созданию сильного имиджа и др. В настоящее время фронтирование широко применяется на международном страховом рынке и на рынке международных банковских услуг.
Фронтирование связано с решением целого комплекса аналитических и операционных задач. Первая задача, - по какой цене продавать данную инновацию. Принцип «неважно, по какой цене, но лишь бы продать» ведет к крайне невыгодным сделкам и подрывает будущий престиж инвестора -продавца. Возможный покупатель может усомниться в качестве инновации и в дальнейшем будет пытаться купить у этого продавца любую инновацию по низкой цене.
Фронтирование связано с решением целого комплекса аналитических и операционных задач. Второй важной задачей является анализ будущего рынка своей инновации, предполагающий маркетинговое исследование, на основе которого осуществляется сегментация и выбор целевого рынка, определение методов выхода, маркетинговых средств и времени выхода на рынке.
Фронтирование связано с решением целого комплекса аналитических и операционных задач. Третья задача предполагает реализацию маркетинговой политики по продвижению и диффузии инновации на целевом рынке.
Мэрджер (от лат. - старший, большой) - означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействий конкурентной фирмы.
Мэрджер включает проведение следующих этапов: 1. анализ финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы, намеченной к поглощению (т.е. приобретаемой фирмы); 2. оценку перспектив развития фирмы и ее возможностей на данном рынке, а также результативности работы фирмы в выбранной области деятельности; 3. оценку финансовых возможностей компании в отношении данной фирмы; 4. принятие компанией решения о поглощении фирмы; 5. выбор формы мэрджера; 6. проведение процедуры поглощения фирмы в соответствии с 7. выбранной формой мэрджера.
Возможны три формы мэрджера: 1. компания покупает имущество другой фирмы, т.е. ее здания, помещения и другие объекты недвижимости, оборудование, транспорт и другие основные фонды, и нематериальные активы; 2. компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы; 3. компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающей ей право на управление фирмой. Таким образом, образуется холдинговая компания, состоящая из головной компании, владеющей контрольным пакетом акций других акционерных обществ и управляющая этими дочерними предприятиями. Первые две формы мэрджера означают поглощение фирмы, третья -слияние и образование новой компании.