ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИЗАРТРИЯ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СДО ЗЕМСКОВА ВАЛЕРИЯ ТАМБОВ 2018 Неврологические основы патологии речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Advertisements

Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА «ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Транксрипт:

ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИЗАРТРИЯ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА СДО ЗЕМСКОВА ВАЛЕРИЯ ТАМБОВ 2018 Неврологические основы патологии речи.

Дислексия. Дислексия – это болезнь неврологической природы, сопровождающаяся невозможностью распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания, при этом общие обучающие способности не нарушены.

Виды: В зависимости от нарушенных функций, выделяют такие категории нарушения чтения: Фонематическая дислексия. Возникает в результате недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Семантическая дислексия. Характеризуется нарушением понимания смыслового значения прочитанной информации. При этом механически ребенок воспроизводит информацию правильно, но не способен изложить смысловое значение текста или предложения. Аграмматическая дислексия. Возникает в результате системного недоразвития речи, морфологических и функциональных обобщений. Оптическая дислексия. Сопровождается сложностями в восприятии внешне схожих букв, отдельно размещенных в тексте. Мнестическая дислексия. Ребенку сложно воспринимать, какая буква соответствует определенному звуку.

Причины: Главную роль в возникновении болезни играют нейробиологические причины. Исследователи выявили, что у детей с данным диагнозом конкретные участки мозга (задняя часть левой височной извилины) менее функциональны, нежели у здоровых детей. У пациентов наблюдается также низкая плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева. Генетическая предрасположенность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на формирование нейронов в определенных мозговых участках, что способствует возникновению болезни. Нехватка навыков усвоения прочитанной информации и самостоятельных занятий в дошкольном возрасте, что способствует недостаточному формированию сигналов между нервными клетками в центре речи головного мозга. Возникновение дислексии вследствие повреждений головы.

Симптомы: В устном произношении наблюдаются дефекты воспроизведения звуков, ограниченный запас слов, неточное понимание значения и неправильное употребление слов, отсутствие развернутых предложений. Наблюдается угадывающее воспроизведение прочитанного, пропуск букв. Темп очень медленный, чтение по буквам или слогам. Дислексия является независимым нарушением, не связанным с памятью и умственным развитием. Общие обучающие способности не страдают.

Диагностика Диагностировать заболевание достаточно сложно. Логопедическое обследование. Анализ устной речи. Анализ письма. Функциональная МРТ, ПЭТ – обследование головного мозга. Дополнительная консультация невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ, офтальмолога с выполнением офтальмологических тестовых заданий. Возможна дополнительная консультация психолога.

Лечение Стандартная система логопедических занятий по коррекции дислексии заключается в работе над всеми нарушениями устной речи и неречевыми процессами. Систематические занятия с ребенком должны проводиться как родителями, так и опытными логопедами.

Дисграфия Дисграфия – это определенное нарушение письма при нормальном развитии интеллекта. Заболевание сопровождается нарушением по фонетическому принципу, что приводит к специфическим ошибкам, которые искажают звуковой состав слова.

Виды: По нарушениям определенных операций письма, классифицируют следующие категории дисграфии: Артикулярно-акустическая дисграфия, возникающая вследствие нарушения артикуляции, произношения звуков, фонематического восприятия. Акустическая, возникающая при нарушениях фонемного распознавания. Дисграфия на фоне недоразвития языкового анализа и синтеза. Аграмматическая, возникающая при несформированности лексико-грамматической стороны речи. Оптическая, возникающая в результате недоразвития зрительно-пространственного восприятия.

Причины: Процесс овладения письма тесно связан с уровнем развития всех сторон устной речи, поэтому главную роль в развитии дисграфии играют органические и функциональные причины. Также в основе этиологии дисграфии лежит недоразвитие или повреждения головного мозга: патология беременности, травмы при родах, менингиты и энцефалиты, инфекционные и тяжелые соматические болезни, приводящие к истощению нервной системы малыша. К социально-психологической группе факторов, способствующих появлению дисграфии, относятся семейный билингвизм, нечеткость и неправильность речи окружающих, недостаточность речевых контактов, запущенность развития речи ребенка взрослыми, раннее обучение малыша грамоте при его психологической неготовности.

Симптомы: Дисграфия проявляется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма, которые не связаны с незнанием правил. Ошибки характеризуются смещением и заменами зрительно или фонетически схожих букв и звуков на письме, нарушением буквенно-слоговой структуры слова, аграмматизмами и т.д. При артикулярной-акустической форме наблюдается неверное произношение, устная речь характеризуется аналогичными ошибками, возникающими на письме. При акустической форме нарушения в устной речи не наблюдаются, но фонематическое восприятие недостаточно развито. Письменные ошибки сопровождаются заменой букв, соответствующих фонетически сходным звукам. При аграмматической дисграфии наблюдается неправильное склонение слов по падежам, родам и числам, неверная последовательность слов и их пропуски. Данный тип дисграфии возникает на общем фоне несформированности речи, например, при алалии или дизартрии. Оптическая дисграфия проявляется заменой или смешиванием графически схожих букв. Ошибки при данной форме проявляются неполным написанием слов или добавлением лишних элементов в слова, наблюдается зеркальная пропись букв.

Диагностика Для определения органической этиологии дисграфии требуется осмотр невролога, офтальмолога, отоларинголога. Логопед определяет уровень развития речевого аппарата. Диагностика письменной речи направлена на разделение дисграфии с элементарным незнанием правописания и выявление формы патологии. Обследование состоит из проведения нескольких этапов. Начальный этап заключается в изучении и анализе письменных работ.

Лечение Коррекция дисграфии разрабатывается с учетом механизмов и форм нарушения письма. Общие методы по коррекции патологии заключаются в восстановлении звукопроизношения и фонематических процессов, обогащении словарного запаса и развитии грамматической части речи, формировании связной речи. Развитие аналитико-синтетической сферы, слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления, имеет значимое место в комплексе логопедических методик. Приобретенные навыки устной речи фиксируются при помощи письменных заданий.

Дизартрия Дизартрия – это нечленораздельность речи, нечеткое произношение слов, возникающее в результате нарушения иннервации речевого аппарата.

Виды: Исходя из локализации повреждения головного мозга и особенностей патологии, классифицируют следующие типы: Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и нервов бульбарной группы, отвечающих за двигательную функцию мышц языка, глотки и мягкого неба. Псевдобульбарная дизартрия возникает в результате поражения проводящих путей, которые соединяют кору головного мозга с ядрами бульбарной группы. Мозжечковая дизартрия развивается вследствие поражения мозжечка и сопровождается нарушениями речевого темпа, наблюдается отрывистая речь, неправильно ставятся акценты в словах. Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых ядер. Корковая дизартрия вызвана поражением коры пре- и постцентральной извилин головного мозга и сопровождается обычным темпом и тембром голоса.

Причины: Причиной возникновения болезни может служить любая патология или нарушение строения задних отделов лобной доли, подкорковых ганглий, мозжечка и проводящих путей, которые соединяют данные области с другими участками головного мозга. образования головного мозга и мозжечка; острый либо хронический сбой кровообращения головного мозга; кровоизлияние в головной мозг; мозговые повреждения; гнойный процесс в головном мозге или мозжечке; патологии, характеризующиеся распадом миелина (рассеянный склероз и др.); интоксикации в результате взаимодействия с солями тяжелых металлов, промышленными ядами; ботулизм, болезнь, возникающая в результате интоксикации ботулотоксином; боковой амиотрофический склероз; синдром Фацио-Лонде, генетическая патология, которая сопровождается в молодом возрасте дизартрией.

Симптомы: Клиническая картина заболевания проявляется следующими признаками: Нечленораздельная речь. Гнусавость. Нарушение речевой динамики и ритма. Наблюдается неподвижность языка, губ и щек при произношении. Быстрая утомляемость мышц органов речевого аппарата при произношении.

Диагностика Диагностика патологии заключается в осмотре профессионала и проведении ряда исследований: Анамнез жалоб пациента. Осмотр глотки, проверка рефлексов, наличие истончения мышц языка. Осмотр логопеда. Осмотр отоларинголога. КТ и МРТ головного мозга помогают детально изучить строение мозга и узнать причину патологии; Дополнительная консультация нейрохирурга.

Лечение Лечение дизартрии заключается в регулярных занятиях с логопедом, причем с учетом лекарственной терапии и реабилитации: сегментарно-рефлекторный и точечный массаж, акупрессуры, лечебная физическая культура, лечебные ванны, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии, которые назначаются врачом-неврологом. Доказан эффект от осуществления нетрадиционных форм восстановительной коррекции: дельфинотерапия, сенсорная терапия, физиотерапия и т.д.

Спасибо за внимание!