Национальные праздники, и игры казахов
Праздники и традиции Наурыз - один из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана, празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. Современное название – Наурыз пришло из персидского языка: нау - новый, руз - день. По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства – скота
Обычаи, традиции делятся на -семейные, то есть связанные с внутренней жизнью отдельной группы кровнородственных людей. Социальные, то есть имеющие общенародное, общенациональное значение.
КОНАК-АСЫ - обычай предоставить бесплатное угощение и ночлег любому гостю. АУЫЗ - ТИЮ- (отведать угощение). Казахи не отпускали гостя до тех пор, пока он не отведал угощения. ЕРУЛИК – традиция приглашения новосёлов в гости родственниками и соседями. КАЛАУ – гость мог выбрать любую приглянувшуюся вещь в доме. КЫМЫЗ -МУРЫНДЫК – по случаю открытия сезона доения кобыл приглашали аульчан. БАТА – благословение, которое аксакалы давали устроителям праздника. САРКЫТ – обычай брать угощение для родственников, оставшихся дома.
Тоқымқағар (проводы). Этот обряд делали, когда мальчик выезжал из дома на лошади самостоятельно. Он мог в первый раз выехать к дальним или близким родственникам, также мог выехать на джайляу и т.д. В честь этого случая отец ребенка звал гостей, а мать накрывала праздничный дастархан. Гости угощались, пели песни, рассказывали разные истории. Под конец застолья старший из гостей т.е аксакал, давал мальчику напутствие, благословление. Тоқымқағар – особенная традиция. Когда мальчик в первый раз собирается в путь, на него возлагается огромная ответственность. Потому что он отправлялся в путь не просто для путешествия. Его просили либо передать вести, либо пригнать скот или лошадей. И он должен был справляться со своим заданием. Тогда люди преодолевали огромные расстояния, потому что наши предки вели кочевой образ жизни. В те времена семилетние мальчики преодолевали сотни километров, а то и больше. Поэтому наши предки учили рано своих детей кататься верхом на коне.
С давних пор казахский народ использовал для питья кобылье молоко. Использование кобыльего молока началось со времен эпохи гуннов и тюрков, и продолжается в наши дни. Выдоенное кобылье молоко называется саумал. Далее из саумала, делают кумыс. Казахи считают, что кумыс является лекарством от многих болезней. Этот напиток очень был, почитаем среди гуннов и тюрков. Самая популярная традиция – это Қымызмұрындық (праздник кумыса, первая проба напитка). Люди поют, рассказывают истории, устраивают игры, в общем веселятся. Раньше по масштабу Қымызмұрындық, был как Курбан байрам или Наурыз. Сейчас же этот праздник забывается. Это торжество отмечают только в селах. Но такое встречается очень редко, так как не у всех жителей в селе, бывает лошадь. Только у зажиточных. Раньше лошадь была, у каждого второго казаха. Но теперь времена изменились.
Игры Алты бакан (шесть столбов) – казахские качели, сооружались из шести столбов,концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время.Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую- нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре.
Котермек (подними-ка)На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них,который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.
«Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем