Республика Польша Государство в Восточной Европе. Территория - 312,7 тыс. кв.км. Столица – город Варшава. Население - 38,6 млн.чел, (1996 г.). Официальный язык - польский. Религия - подавляющее большинство верующих - католики.
Государственное устройство Польша - унитарное государство с двухступенчатой системой административно- территориального деления: воеводства (49) - гмины (2468). В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим - демократический.
Главой государства является Президент Республики, считающийся ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной власти. Президент избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз. Президент Республики, используя свою конституционную и законную компетенцию, издает официальные акты, которые требуют для своей действительности подписи (контрасигнации) Председателя Совета министров. Не требуют контрасигнации акты Президента о: назначении выборов в Сейм и Сенат; сокращении срока полномочий Сейма в случаях, определенных в Конституции
В данный момент Президентом Республики Польши является Анджей Дуда ( с 2015). Первый президент Польши Габриэль Нуротович.
Действующая Конституция принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г. Законодательная власть в Польше принадлежит Сейму и Сенату - двум палатам польского парламента. Нижняя палата - Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, как по мажоритарной, так и пропорциональной системе. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых гражданами по мажоритарной системе. Обе палаты избираются на 4-летний срок.
Совет министров состоит из Председателя Совета министров и министров. В его составе могут быть также вице-председатели Совета министров, председатели определенных в законах комитетов. Президент Республики выдвигает кандидатуру Председателя Совета министров (который предлагает состав Совета министров), назначает Председателя и остальных членов Совета министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего
Польша входит в романо-германскую правовую семью. Польское право имеет исключительно богатую и сложную историю. На протяжении столетий польская правовая система формировалась под непосредственным влиянием немецкого, римского, французского, австрийского, русского и советского права. В 1791 г. в Польше была принята первая в Европе Конституция. Однако уже в 1795 г. польское государство утратило независимость в результате раздела страны между Австрией, Пруссией и Россией. До восстановления независимости в 1918 г. правовое развитие каждой из трех частей Польши шло изолированно.
Польша относится к числу стран с дуалистической системой частного права, т.е. разделением его на гражданское и торговое. Основным источником гражданского права в Польше является Гражданский кодекс 1964 г. До его принятия в Польше не существовало единого для всей страны ГК (действовали Закон от 18 июля 1950 г. об общих положениях гражданского права, Декрет о вещном праве 1946 г., Обязательственный кодекс 1933 г.).
Уголовное право и процесс Единая польская система уголовного правосудия была сформирована законодательством, принятым в период между мировыми войнами. Основу законодательства составили УПК 1928 г., Закон о судоустройстве того же года, а также Уголовный кодекс и Кодекс о поступках, принятые в 1932 г. После Второй мировой войны перечисленные выше кодексы несколько раз подвергались переделке и были дополнены рядом актов (например, Декрет от 13 июня 1946 г. о преступлениях, особо опасных в период восстановления государства; Закон от 18 июня 1959 г. об уголовной ответственности за преступления против общественной собственности; Закон от 22 мая 1958 г. об усилении ответственности за хулиганство; Закон от 10 декабря 1959 г. о борьбе с алкоголизмом и Закон от 22 апреля 1959 г. о борьбе с самогоноварением).
Основы судебной системы Польши установлены в разделе VIII Конституции. Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, общие суды, административные суды, а также военные суды. Исключительный суд или ускоренная процедура могут устанавливаться только на время войны. Судопроизводство является по меньшей мере двухинстанционным. Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского судебного совета на неопределенное время, т.е. являются несменяемыми. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение им своей должности. Закон определяет возраст, по достижении которого судьи уходят в отставку. Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов, а также осуществляет иную деятельность, определенную в Конституции и законах. Первого Председателя Верховного суда Президент Республики назначает на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим собранием судей Верховного суда
В 1982 г. в Польше учреждены 2 новых органа - Конституционный трибунал и Государственный трибунал. Конституционный трибунал был задуман как орган, не входящий в судебную систему государства, вспомогательный по отношению к парламенту, чья деятельность направлена на упрочение верховенства высшего представительного органа в сфере правотворчества Конституционный трибунал состоит из Решения Конституционного трибунала имеют общеобязательную силу и являются окончательными.
Государственный трибунал выносит решения об ответственности лиц, занимающих определенные в Конституции высшие государственные должности, за нарушения Конституции и законов или преступления в связи с занимаемой ими должностью либо в сфере исполнения ими своих служебных обязанностей. К числу таких лиц относятся Президент Республики, Председатель и члены Совета министров, депутаты и сенаторы. Государственный трибунал состоит из председателя, 2 заместителей председателя и 16 членов, избираемых Сеймом (не из числа депутатов и сенаторов) на срок полномочий Сейма. Заместители председателя Трибунала, а также не менее половины его членов должны иметь квалификацию, требуемую для занятия должности судьи. Председателем Государственного трибунала является первый председатель Верховного суда.