Система коммуникативных качеств речи
Цель лекции – освоение студентами базовых понятий дисциплины: иметь представление о языковой и коммуникативной компетенции, о понятии «культура речи».
План лекции 1. Основные понятия культуры речи 2. Коммуникативные качества речи.
Основные понятия культуры речи речь текст коммуникация язык
Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации" Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.
Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст - это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность.
Условия коммуникации Общий язык общения Потребность в общении (наличие предмета речи) говорящий и слушающий
Коммуникативные качества речи Правильность речи Точность речи Логичность речи Богатство речи Выразительность речи Чистота речи Уместность речи Ясность речи Действенность речи
правильность – соответствие нормам современного литературного языка; 2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности; 3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности; 4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний), чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности; 5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;
6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие; 7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. 8) ясность (понятность); 9) действенность (доходчивость), определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.
Вопросы для закрепления. 1. Назовите основные понятия культуры речи. Как вы понимаете термин «коммуникация»? Какую роль выполняют коммуникативные качества речи? Назовите коммуникативные качества речи. Охарактеризуйте каждое качество речи.
Практическое занятие Проанализировать качества хорошей речи. 1) Содержательность. Нужно знать, что сказать. Это должно быть новым и интересным для собеседника. «На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова» М.Ю. Лермонтов. 2) Точность. Речь должна отражать знание предмета речи – тему. Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. (обратно идёт дождь) 3) Логичность. Речь должна строиться по определённым законам, необходимо соблюдать правила логики. ( Шёл дождь и два студента. Один в калошах, а другой в университет) 4). Нормированность. Знание и соблюдение норм литературного языка. Конкурс на лучшего знатока орфоэпических норм.
1. Два друга купили телефоны. Они стали звонить друг другу. Я взял трубку. - Алло! - Слышно? - Слышно. - Давай разговаривать. -Давай, - говорю. – А о чём разговаривать? - Ну, о чём … О чём-нибудь…. Хорошо, что мы купили телефоны, правда? - Правда. - Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? - Правда. - Ну? - Что «ну»? - Чего же ты не разговариваешь? - А ты почему не разговариваешь? - Да я не знаю, о чём разговаривать, - говорит Мишка.- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…
СРПС 2 Задание 1. Рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае. Вы пришли в библиотеку: с кем вы разговариваете? Какова цель, причина общения? О чём и как вы говорите с библиотекарем? Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слушать. Разговор не получился. Какое важное условие отсутствовало? Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?
Задание 2. Объясните, чем выражены данные советы пожелания, просьбы, пробуждения, приказы. Расположите формулы каждого глагола в порядке нарастания категоричности. 1. Сядь-ка. Давай сядем. Тебе бы сесть. Ты бы сел. Сесть! Садись. Садись же. 2. Тебе бы встать. Вставай же. Встань-ка. Встань. Давай встанем. Встать! Ты бы встал. Вставай. 3. Помолчи. Ты бы помолчал. Молчи. Молчи же. Помолчи-ка. Молчать! Тебе бы помолчать. Давай помолчим. 4. Не сори. Не сорить! Ты бы не сорил. Смотри не сори.
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. –М.: Русский язык, Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение.- М.: Просвещение, Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.НШиряева. – М., 1998