Совершенствование нормотворческой деятельности Узбекское агентство автомобильного транспорта Нурутдинов Н.У.
8 августа 2018 года Главой нашей страны был принят Указ УП-5505, направленный на коренное совершенствование нормотворческой деятельности. Указом утверждена Концепция совершенствования нормотворческой деятельности и план практических мер по её реализации. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности»
КОНЦЕПЦИЯ совершенствования нормотворческой деятельности Систематизация законодательной базы, обеспечение стабильности правового регулирования общественных отношений Повышение качества процессов разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также совершенствование мониторинга их исполнения Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно- коммуникационных технологий Применение в нормотворчестве элементов модели «умное регулирование» Совершенствование институциональных основ нормотворческой деятельности
Систематизация законодательной базы, обеспечение стабильности правового регулирования общественных отношений Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования нормативно-правовых актов с целью определения конкретного вида акта Совершенствование классификации нормативно-правовых актов исходя из функционального назначения Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах Обеспечение функционирования на практике принципа достаточности оснований для принятия регуляторных решений Ограничение нормотворческих полномочий ведомств путем четкого определения перечня юрисдикций каждого из них, регламентация которых связана с принятием нормативно-правовых актов Обеспечение соответствия правовой базы Республики Узбекистан общепризнанным принципам международного права и нормам международных договоров
Повышение качества процессов разработки и принятия нормативно- правовых актов, а также совершенствование мониторинга их исполнения Совершенствование порядка инициирования, разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также мониторинга их исполнения, предусматривающего внедрение концептуально новых механизмов, обеспечивающих качество, прозрачность, системность Создание действенного механизма мониторинга и контроля Конституционным судом за соответствием норм принятых нормативно-правовых актов, межгосударственных договорных и иных обязательств Повышение уровня влияния общественных обсуждений на нормотворческий процесс путем организации эффективной работы по вовлечению граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в данный процесс. Внедрение эффективной системы оценки нормотворческой деятельности ведомств в зависимости от качества разрабатываемых проектов нормативно- правовых актов, успешности их реализации, а также выгод и издержек (в том числе убытки и ущерб). Детализация процедур обжалования и требования отмены нормативно-правового акта со стороны граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов.
Внедрение в нормотворческий процесс современных информационно- коммуникационных технологий Развитие системы электронного нормотворчества, предусматривающее перевод этапов нормотворческого процесса в электронную форму Внедрение механизма межведомственного электронного согласования проектов нормативно-правовых актов, направленного на оптимизацию и дебюрократизацию данной процедуры Создание и внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса автоматизированной системы обработки данных законодательства, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов на всех этапах Внедрение эффективной системы оценки нормотворческой деятельности ведомств в зависимости от качества разрабатываемых проектов нормативно- правовых актов, успешности их реализации, а также выгод и издержек (в том числе убытки и ущерб). Дальнейшее совершенствование системы электронной подачи коллективных инициатив граждан (веб-портал «Mening fikrim») с пересмотром количества голосов для подачи инициативы в соответствии с опытом зарубежных стран
Применение в нормотворчестве элементов модели «умное регулирование» Поэтапный переход к применению элементов модели «умное регулирование» Внедрение положительно апробированной в зарубежных странах системы проведения обязательной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов, предусматривающей анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию Определение исчерпывающего перечня видов нормативно-правовых актов, подлежащих прохождению процедуры системы оценки воздействия актов законодательства Налаживание практики конкретизации цели и задач, содержащихся в нормативно-правовых актах, для достижения которых они принимаются, с использованием их в качестве индикаторов достижения данной цели. Обеспечение функционирования комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства путем распространения ее действия на принятые нормативно-правовые акты Налаживание практики обязательного сопровождения на стадиях согласования и общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта аналитическими документами оценки регуляторного воздействия, предусматривающими анализ проблемы, способов ее решения
Совершенствование институциональных основ нормотворческой деятельности Определение единой координирующей организации, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов, научного сообщества и негосударственных структур Обеспечение прозрачности и подотчетности процесса парламентских обсуждений по проектам законов путем внедрения механизмов Внедрение принципов и процедур пилотирования и экспериментального применения регуляторных решений в пределах отдельных административно- территориальных единиц и последующего распространения позитивного опыта в масштабах республики. Налаживание практики конкретизации цели и задач, содержащихся в нормативно-правовых актах, для достижения которых они принимаются, с использованием их в качестве индикаторов достижения данной цели. Совершенствование механизмов межведомственного информационного обмена результатами статистического учета и анализа судебной, правоприменительной и надзорной практики в целях оценки регуляторного воздействия актов законодательства Широкое привлечение результатов научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов высших образовательных учреждений Совершенствование системы повышения квалификации работников государственных органов
Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с настоящим Законом, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний. Органами или должностными лицами, обладающими правом принятия нормативно-правовых актов, являются палаты Олий Мажлиса, Президент, Кабинет Министров, министерства и государственные ведомства, органы государственной власти на местах.
Виды нормативно – правовых актов ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Конституция Республики Узбекистан Законы Республики Узбекистан Указы и постановления Президента Республики Узбекистан Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств Решения органов государственной власти на местах
Соотношение нормативно-правовых актов Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, компетенцией и статусом органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта Конституцией Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой В случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее Нормативно-правовой акт, принятый министерством, государственным комитетом или ведомством, имеет более высокую юридическую силу по отношению к нормативно-правовому акту, принятому другим министерством, государственным комитетом или ведомством одного уровня, если орган, принявший такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной области общественных отношений
Порядок подготовки проекта нормативно-правового акта рассмотрение предложения о подготовке проекта и принятие решения о его подготовке организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта сбор необходимых материалов и информации разработку пояснительной записки к проекту с изложением его концепции составление проекта проведение правовой и иной необходимой экспертизы.
Требования к опубликованию нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании закона, который официально не опубликован. Официальное опубликование нормативно-правового акта в изложении не допускается. При официальном опубликовании нормативно-правового акта указываются все его реквизиты. Электронные версии текстов нормативно-правовых актов министерств, государственных ведомств подлежат обязательному опубликованию на официальных веб-сайтах принявших их органов в течение одного дня после официального опубликования нормативно-правового акта. Опубликование нормативно-правовых актов в неофициальных изданиях, а также их распространение через электронные справочные системы законодательства допускаются после опубликования нормативно-правового акта в официальных источниках с обязательным указанием всех реквизитов, официальных изданий, в которых они опубликованы, и даты вступления их в силу. Опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.
Официальное толкование нормативно-правовых актов Официальное толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения. Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан. Официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие. В процессе официального толкования нормативно- правовых актов не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!