« Применение технологии программированного обучения на занятиях учебной практики» Горшкова Марина Владимировна, заведующая отделением информационных технологий и программирования, ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента» Балаково, 2016 г. Семинар на тему: «Современные образовательные педагогические технологии на занятиях учебной практики, как средство формирования профессиональных компетенций»
Технология программированного обучения разработана профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получила развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений технологии программированного обучения участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие.
Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы: - малых шагов учебный материал делится на малые части (порции), чтобы студентам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
- низкого уровня трудности порций уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов студентов на большинство вопросов. Благодаря этому студент постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов обучающихся не должна превышать 5 %;
- открытых вопросов Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов»;
- немедленного подтверждения правильности ответа после ответа на поставленный вопрос студент имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, студент принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа; - индивидуализации темпа учения обучающейся работает в оптимальном для себя темпе;
- дифференцированного закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами; - единообразного хода инструментального учения - не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей студентов. Вся разница между студентами будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Учебная практика – элемент образовательного процесса, основная цель которого - интегрировать теоретические знания и практические умения. Достигается посредством выполнения ряда более частных задач: закрепления знаний в ходе их непосредственного применения; выработки умений и навыков в ходе систематических упражнений; формирования умений применять знания при разрешении технологических и иных проблем. Главная задача программированного обучения – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетенция Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Цель использования технологии/методики Цель технологии программированного обучения заключается: 1. в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения с использованием компьютеров.
Цель использования технологии/методики 2. Обучение новым способам учебной деятельности. 3. Расширение информационного пространства обучения. 4. Формирование навыков и умений самостоятельно изучать и проверять учебный материал при использовании технологии программированного обучения.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности В своей основе технология программированного обучения подразумевает работу студента по программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями и умениями. Роль мастера сводится к отслеживанию психического состояния студента и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим студенты используют различные алгоритмы программированного обучения прямолинейный, разветвлённый, смешанный и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов (алгоритмов).
Виды обучающих программ Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности Мастер учебной практики в процессе обучения реализуются нижеуказанные дидактические принципы технологии программированного обучения: Последовательность Доступность Систематичность Самостоятельность
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности Роль мастера и общение с ним студента в процессе обучения остаются приоритетными. Обратная связь необходима не только педагогу, но и студенту; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения.
Результат использования технологии/методики 1. Сформированы навыки и умения самостоятельно решать профессиональные задачи. 2. Сформированы навыки и умения визуальной работы, что позволяет добывать научные знания, повышая качество и собственную ответственность за результаты. 3. Вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить и осуществлять самоконтроль при решении профессиональных задач. 1. Эффективное обучение на основе научно -разработанной программы. 2.Обучение, учитывающее индивидуальные данные каждого студента. Целевые ориентации технологии программированного обучения:
Кабинет информатики
Шахматный стол
Колледж
БТР
Анимация и растровая графика
Векторная графика
Технологическая карта
Топологическая карта
Электронный журнал по посещаемости студентов Колледжа
Электронный журнал учета рабочего времени сотрудников