ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА тема:СОГДИАНА Студентки 1 -Б курса Пирматова Барчиной
СОГДИАНА
Согдиа́на (также Согд; др.-греч. Σογδιανή; перс. سغد ; тадж. Суғд ; узб. So`g`d) древняя историческая область в Центральной Азии, в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья), в центре Зарафшанской долины. С IX века стала называться частью Мавераннахра и государства Саманидов. Ныне на бывшей территории Согда существуют государства Узбекистан (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистан (территория Согдийской области)др.-греч.перс.тадж.узб.Центральной Азии ОксаЯксарта Зарафшанской долины УзбекистанСамарканд ТаджикистанСогдийской области
История Название Согд (авест. Gāum yim suγδō.šaiianəm, «Оседлое поселение, обиталище согдийцев») впервые упоминается в священной книге «Авесте» в перечень 16 «наилучших стран» созданной Ахура Маздой для человечества, как вторая наилучшая страна после Аирьяна Ваэджо (авест. Airiianəm vaējah) (прародина Ариев), что указывает на важность этого региона с древних времен. Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».Авесте Ахура Маздой Ариев В том же Авесте в Мехр-яште (Yt ), где описывается весь регион, в котором обитают арийцы, Согд наряду с Хорезмом и четырьмя другими странами указаны как страны «Аирьяшаяны» (авест.airiiō.šaii ana-) «обиталища ариев»«Аирьяшаяны»авест.
История Исследователи считают, что Согд состоял из трёх частей: Бухарского, Самаркандского и Кашкадарьинского Согдов В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства Мараканда (Самарканд). Вторая столица Согда находилась на месте нынешнего городища Кук-тепа в Пайарыкском районе Самаркандской области. Впоследствии на территории Согда появились также другие города, включая Кирополь
Ахеменидский период Ахеменидский правитель Кир II Великий покорил Согдиану во время кампании в Центральной Азии в годах до н. э. Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда сатрапииимперии Ахеменидов, девятнадцатая в надписи царя Дария I Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.Кир II Великийсатрапииимперии Ахеменидовнадписи Дария I Великого ТаджикистанаПамира УзбекистанаХорезма Бактрии Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VIIV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11- ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.Ахеменидскую державу Артаксеркса IIПарфией ХорезмомАрейейсатрапию
Эллинистический период В годах до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 году до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Одним из решающих событий стала битва у Политимета (река Зерафшан), в которой греко-македонские войска впервые за семилетнюю военную кампанию потерпели поражение. Тем не менее, в итоге восстание согдийцев было подавлено. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, правителем которой был назначен Филипп III Арридей. По некоторым данным, Худжанд был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.Спитаменомбитва у Политимета Александр Македонский БактриюправителемФилипп III Арридей ХуджандАлександрию Эсхату После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) спустя два года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии (переименованной в Дрангиану) Стасанору. В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. В середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено кочевыми племенами (скифами и юэчжи) и подчинено Хорезму. В первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства, включавшего территории от Средней Азии до Индии.Дрангиану Стасаноруцарством Селевкидов ДиодотомГреко-бактрийское царствоскифамиюэчжи ХорезмуКушанского царства
Начало средневековья В конце IVV веках н. э. был покорён хионитами, кидаритами и эфталитами, в VIVII веках Тюркским каганатом. Китайские хронисты во время правления Тоба Вэй оставили описание Согдианы (Сутэ ). Рассказывали о вторжении хунну (неясно когда и каких именно) в Согдиану, где они убили князя. Четвёртым после вторжения был князь Хуни ( ). Согдийские купцы приходили торговать в Лянчжоу. При покорении Увэй войска Тоба Вэй захватили согдийских купцов. Князь Согда согласился выкупить их, вэйцы согласились, но после освобождения купцов дипломатические отношения прервались. Отношения возобновились при Бэй Чжоу в 564 году. Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. Известно, что в 587 году после подавления восстание Абруя войсками тюркского принца, сына Кара Чурина Янг Соух тегином, он был утвержден владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы тегин ( гг.)
Тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет, с надписью «владыки хакана деньга» При Тон-ябгу-кагане ( годах) власть тюрков усилилась в Согде. Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей тулунов в области, в том числе в Согд, для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с надписью Тун ябгу каган. Известными правителями согдийского Пенджикента в VIIVIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич.Здесь же был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш. С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово- земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.шёлком МонголииКитая МерваШишпир ВархуманМастан-Навиан ТархунГурек Тургар
Арабское завоевание В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā 'l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами.651 году СасанидовМавераннахр Амударьёйзавоёван арабами Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента Деваштич, поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае. Династия согдийских ихшидов была ликвидирована персидским полководцем Абу Муслимом в 750 году.Пенджикента Деваштич 722 годухорасанскогоэмиракрепости Муг Ань Лушаня Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.Зеравшан Средних веков Самаркандский
Культура О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).Афрасиаб ПенджикентКалаи-Муг Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (IIII вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов. Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство)зороастризмбуддизмманихеизмнесторианство
География Согд делился на несколько владений. В письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. В Бухарском Согде кроме самой Бухарыотмечаются ещё Пайкенд, Вардана.Бухары
Правители Согдиана (столица Мараканда (н. Самарканд))Самарканд Спитамен ( гг. до н.э.)* 325 г. до н.э. присоединение к Бактрии.
Спитамен
Золотая монета Диодота I, около 250 до н. э.Диодота I
Варварская Варварская копия монеты Евтидема I, из региона Согдиана; легенда на реверсе написана арамейскими письменами.Евтидема Iреверсеарамейскими
Крышка гобелена Крышка гобелена шерстяная стена, свисающая в Лопе(Синьцзян, Китай), показывающая, возможно, греческого солдата из Греко-Бактрийского царства( гг. до н. э.), с голубыми глазами, владеющим копьём и носящим то, что, по-видимому, является диадемой (повязка на голову); над ним изображён кентавр из греческой мифологии общий мотив в эллинистическом искусстве ЛопеСиньцзян Китайгреческого солдата Греко-Бактрийского царства голубыми глазами диадемой кентавр греческой мифологиимотив эллинистическом искусстве
Сделанная из глины и алебастра, голова зороастрийского священника, носящий отличительный головной убор бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, III-II вв. до н. э.
Согдийский шёлковый парчовый текстильный фрагмент, датированный около 700 н. э.шёлковый парчовый
Согдийская серебряная чаша с ртутным золочением, 7-й век н. э.серебрянаяртутнымзолочением
Лейтмотив льва на согдийском полихромном шёлке, 8-й век нашей эры, скорее всего из Бухарыполихромномшёлке Бухары
Бугутская надпись Монголии, написанная вскоре после 581 года нашей эры согдийским письмомсогдийским письмом
Мужской манекен, показывающий одежду средневековой эпохи для согдийских мужчин из Пенджикента, Национальный музей Таджикистана, Душанбе ПенджикентаНациональный музей Таджикистана Душанбе
Женский манекен, показывающий одежду средневековой эпохи для согдийских женщин из Афрасиаба в Самарканде, Узбекистан, Национальный музей Таджикистана, Душанбе Афрасиаба
Согдийский язык Согди́йский язы́к мёртвый (позднейшие памятники датируются началом XI века) язык восточноиранской группы иранских языков, на котором говорили в Согдиане в долине реки Зеравшан на территории современных Узбекистана и Таджикистана, а также в многочисленных согдийских колониях вдоль так называемого «Шёлкового Пути». Большинство памятников найдено в Турфане в Синьцзян- Уйгурском автономном районе КНР, Дуньхуане в китайской провинции Ганьсу и в крепости Муг в Таджикистане.иранских языков СогдианеЗеравшанШёлкового Пути ТурфанеСиньцзян- Уйгурском автономном районе ДуньхуанеГаньсукрепости Муг Согдийский язык (самоназвание sγwδynk, sγwδyw и сходные варианты) относится к восточно-иранской ветви языков. К восточно-иранским также относятся хорезмийский, сакский, осетинский, пашто и другие языки. Современный ягнобский язык, на котором говорит население долины реки Ягноб в Таджикистане, восходит к диалекту, весьма близкому согдийскому языку, и он иногда (не вполне корректно) называется языком «новосогдийским».хорезмийскийсакскийосетинскийпаштоягнобский язык
Согдийский текст из письма манихейского кредитора примерно с 9 по 13 веккредитора
Манихейские священники, пишущие согдийские рукописи, в Кочо, Таримский бассейн, около 8-9 вв.
Согдийский христианский текст, написанный на эстрангело, обнаруженный в Турфане, 9-11 вв.Турфане