УНПК «Международный университет Кыргызстана» Выпускная квалификационная работа На тему: «Инклюзивное образование детей инвалидов, как фактор их интеграции в общество». Подготовила: Апиева Н.М. Курс IV группа СР 1-13 Научный руководитель :Мадалиев М.М. к.с.н. доцент
Актуальность темы : Слабая разработанность проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях Человек- важнейшая ценность и забота о нем- главная задача демократического государства Направление является самым активно развивающимся в учебно- воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму. Инклюзивное образование – это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей. Воспитание общества
Цель и задачи ВКР: Цель: Цель: Определить факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения.Задачи: - Раскрыть понятие инклюзивного образования; - Определить роль и место педагога-психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования; - Описать практику разработки авторского варианта конспекта воспитательного мероприятия. - Провести сравнительный анализ внедрения инклюзивного образования в разных странах и выявить причины его успешного/неуспешного внедрения; - Предложить перспективы инклюзивного образования в Кыргызской Республике.
Объектом исследования Объектом исследования являются психологические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования данной работы Предмет исследования данной работы - инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы исследования: Анализ документов, опрос, наблюдение.
Проблемы: - Инклюзивное образование в НПБ носит декларативный характер: нет четкого и отлаженного механизма его реализации; - Нет закона «Об инклюзивном образовании»; - В школах не создана инклюзивная среда, нет национальных принятых индикаторов «инклюзивной школы»; - Не хватает специалистов в области специальной педагогики, логопедов, психологов, социальной педагогов; - Многие родители не осведомлены о том, что ребенок имеет право на образование; - Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального режима обучения; - Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения; - Очень низкая осведомленность общества о детской инвалидности, что ведет к изоляции этих детей и стереотипу «необучаемых».
Рекомендации: - Внесение изменений и дополнений в НПА (в частности Закон «Об образовании», Типовые положения, регулирующие деятельность специальных и общеобразовательных организаций). - Расширение сети ПМПК через привлечение органов местного самоуправления, международных и неправительственных организаций. - Увеличение образовательных учреждений инклюзивного образования; - Создание экспериментальных площадок для повышения квалификации учителей и разработок учебно-методической литературы; - Разработка методических рекомендаций по работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья;
Рекомендации: - Создание организационных условий для развития инклюзивных практик в каждом образовательном учреждении. (Междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием). - Создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования. - Повышение осведомленности в обществе о детской инвалидности через все возможные пути (масс- медиа, семинары, тренинги, конференции, публичные кампании и т.д.) - Расширение возможностей МСУ в поддержке семей с детьми с ОВЗ на местах через расширение списка муниципальных услуг, включая образовательные услуги.
Одна из величайших радостей жизни - стать частью чего-то большего, чем твоя собственная жизнь и личный опыт. Вуйчич Н. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
Спасибо за внимание!!!