Выполнил : студент 3 ФИЗб - од -151 C семенов Михаил Юрьевич Проверил : доцент, канд. пед. наук Корольков Алексей Николаевич
Подготовка баскетболистов сложный многолетний процесс. Она включает в себя множество компонентов, от которых зависит результативность команды на соревнованиях, а так же успешная подготовка каждого игрока отдельно, в зависимости от его амплуа. Успешность выступления на соревнованиях зависит не только от самих игроков и уровня их физического, технического, и умственного развития, но и от компетентности тренера. О компетентности тренера можно судить по его работе с документами планирования. Подготовка баскетболистов отражается тренером в планировании, с учетом всех особенностей игроков.
Спортивная тренировка – это многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировки создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов. Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени - циклов. В зависимости от вида спорта различают следующие циклы : 1. большие ( многолетние, годичные – макроциклы ) 2. средние ( этапные, около - месячные – мезоциклы ) 3. малые ( около - недельные – микроциклы )
Годичный тренировочный цикл состоит из трех периодов : 1. Подготовительный 2. Соревновательный 3. Переходный
Планирование физического воспитания это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно - воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают следующие его виды : 1. Перспективное 2. текущее ( этапное ) 3. оперативное.
Перспективное планирование это планирование на длительный срок ( например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения ). Текущее планирование охватывает этапы работы Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время.
Основными документами планирования в физическом воспитании являются : 1. учебный план 2. учебная программа 3. план - график учебного процесса 4. рабочий ( тематический ) план 5. расписание занятий 6. планы - конспекты занятий
Микроциклы и Циклы. Одним из важнейших вопросов построения учебно - тренировочнойго процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования. Каждый большой годичный макроцикл для групп начальной подготовки и 1- го года занятий в учебно - тренировочных группах содержит 3 цикла, для более старших баскетболистов - 4 цикла. Каждый цикл завершается соревнованиями, в том числе и в период каникул, а подготовка к этим соревнованиям планируется в три этапа. В связи с этим для каждого этапа подготовки в программе дается направленность занятий в микроциклах, которые в соответствии с этапами и содержанием средств подготовки условно названы обще подготовительными, специально - подготовительными, предсоревновательными и соревновательными. В общеподготовительных микроциклах преобладают обучение новому материалу и физическая подготовка. В специально - подготовительных - увеличивается объем упражнений технико - тактического совершенствования и игровой направленности, в предсоревновательных - задачи физической подготовки решаются только специализированными баскетбольными средствами.
Соревновательная деятельность для лиц, проходящих спортивную подготовку, представляет собой участие в соревнованиях контрольных, отборочных и основных. Для основных игроков школы ведущими соревнованиями могут быть : зональный этап первенства России, первенство ЦФО, первенство области, турниры. Для начинающих баскетболистов основными соревнованиями могут быть первенство спортивной школы, города и т. п. Именно в соответствии со сроками главных игр надлежащим образом строится тренировка, изменяются ее объем, интенсивность, содержание. Лицо, проходящее спортивную подготовку получает следующий объем соревновательной деятельности в соответствии с этапом и годом обучения : контрольные соревнования от 1- го до 7- и в год, отборочные – от 1- го до 3- х, основные турниры от 1- го до 3- х.
Планирование является одним из важнейших атрибутов профессиональной деятельности тренера в спортивной подготовке. Оно позволяет тренеру учитывать продолжительность подготовки, варьирование и распределение нагрузки в учебно - тренировочнойм процессе. При правильном построении планирования появляется возможность контролировать процесс подготовки, изменить его в процессе прохождения этапов спортивной подготовки. Планирование существенно облегчает тренировочной - соревновательный процесс спортивной подготовки баскетболистов.