Исаакиевский собор (официальное название собор преподобного Исаакия Далматского) крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского. Название
Собор построен в годы по проекту французского архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I Творение Монферрана четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт- Петербурге. Огюст Монферран
Исаакиевский собор выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина около 100 метров, внутренняя площадь более 4000 м². Наружный диаметр купола 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло- серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора Монферрана. Исаакиевский собор выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина около 100 метров, внутренняя площадь более 4000 м². Наружный диаметр купола 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло- серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора Монферрана.
Северный фасад Фраза, помещённая во фризе северного портика, «Господи, силою твоею возвеселится царь», может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика это«Воскресение Христа» ( , скульптор Ф. Лемер). В центре композиции поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Фраза, помещённая во фризе северного портика, «Господи, силою твоею возвеселится царь», может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика это«Воскресение Христа» ( , скульптор Ф. Лемер). В центре композиции поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения.
Северный Фронтон «Воскресение Христа» Апостол Петр Апостол Павел Апостол Иоанн Северная дверь
Южный фасад На фронтоне южного портика помещён выполненный в годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы. Андрей (скульптор Витали) проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. В России он считается покровителем флота. Филипп (скульптор Витали) скромный и незаметный. Матфей (скульптор Витали) евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Левая ниша «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский) Правая ниша «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский) Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы. На фронтоне южного портика помещён выполненный в годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы. Андрей (скульптор Витали) проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. В России он считается покровителем флота. Филипп (скульптор Витали) скромный и незаметный. Матфей (скульптор Витали) евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Левая ниша «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский) Правая ниша «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский) Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Апостол Андрей Апостол Матфей Апостол Филипп Южные двери
Западный фасад На фронтоне западного портика барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в годах Витали В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана. Надпись по фризу «Царю царствующих». Фома (скульптор Витали) этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице Варфоломей (скульптор Витали) изображён с крестом и скребком Марк (скульптор Витали) евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы. На фронтоне западного портика барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в годах Витали В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана. Надпись по фризу «Царю царствующих». Фома (скульптор Витали) этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице Варфоломей (скульптор Витали) изображён с крестом и скребком Марк (скульптор Витали) евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Фрагмент фронтона Барельеф Монферрана Апостол Фома Апостол Варфоломей Западные двери
Восточный фасад На барельефе восточного портика: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» ( , скульптор Лемер). В центре барельефа Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки». Иаков (скульптор Витали) брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере. Симон (скульптор Витали) изображён с пилой. Пила символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам. Лука (скульптор Витали) евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. На барельефе восточного портика: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» ( , скульптор Лемер). В центре барельефа Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки». Иаков (скульптор Витали) брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере. Симон (скульптор Витали) изображён с пилой. Пила символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам. Лука (скульптор Витали) евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета.
Апостол Иаков Апостол Симон Апостол Лука Восточный фронтон
Интерьер В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый Великомученице Екатерине, правый благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт,Н. С. Пименов). В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж изначально элемент убранства католических церквей. В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века 150 панно и картин. В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый Великомученице Екатерине, правый благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт,Н. С. Пименов). В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж изначально элемент убранства католических церквей. В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века 150 панно и картин.
История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина. Сегодня Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – общепризнанный всероссийский центр культуры, многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея. История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина. Сегодня Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – общепризнанный всероссийский центр культуры, многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея. Музей