Методика логопедического воздействия при динамической форме афазии
Динамическая афазия Поражение затрагивает третичные зоны лобной области коры головного мозга, конкретно, префронтальные и фронтальные отделы У больного распадается связная речь и речевая деятельность в целом (функции программирования, реализации программы и контроля) Имеется существенная недостаточность внутренней речи Характерна общая моторная и психическая пассивность
Задачи коррекционной работы Преодоление дефекта во внутренней речи (научить планировать связное высказывание) Восстановление структуры фразы, преодоление аграмматизмов
Этапы работы 1. Стадия растормаживания 2. Актуализация глаголов, восстановление многозначности слова и смысловых связей между словами 3. Работа над связной речью
Стадия растормаживания Растормаживание слов-глаголов Упражнение «Закончи пословицу»: 1. Цыплят по осени… 2. Любишь кататься, люби и саночки… 3. Работа не волк, в лес… Используются гимнастические упражнения ходьба с обязательным музыкальным сопровождением Рекомендуется создание конфликтных ситуаций
Актуализация глаголов, восстановление многозначности слова и смысловых связей Подбор существительных к глаголам с опорой на картинки Ответы на вопросы: Кто? Что? ___стирает ___пасётся ___колосится ___шьёт
Подбор глаголов к существительным Составление схем связей между словами, которые записываются в тетрадь Готовить Снег Программа Еда Выступление Кружится Тает Падает
Работа над однокоренными глаголами с различными приставками и суффиксами Плыть Лететь Заплыть Приплыть Отплыть Летать
Работа над связной речью Дополнение предложений с опорой на сюжетную картинку Стадо отдыхает (где?) (Что делают?) коровы у реки и др.
Восстановление умения составлять структуру предложения с опорой на графическую схему: Мальчик идет Поселок Домик Частокол
Выполнение заданий по серии сюжетных картинок:
1. Дописать словосочетания: Однажды шла женщина мимо___ Она увидела в витрине красивые___ Купила такую же рубашку своему___ Рубашка оказалась___ Женщина решила постирать___ Теперь она не годилась ни сыну, ни___ Рубашка годилась только___
2. Найти словосочетания: Шла мимо витрине «Села» надел Увидела в магазина Сын рубашка Купила велика Дочка примерила Она была рубашку Годилась стекло Постирала рубашку Разбила медвежонку
Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок 1. Составление плана рассказа 2. Запись заголовков 3. Составление развернутого текста 4.Пересказ, сначала с помощью картинок, потом без опоры на них 5. В дальнейшем, используется прием творческого домысливания, т. е. дополнения текста недостающей информацией (придумывание концовки рассказа)