ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА ХОЛОД АНГЕЛИНА 1 КУРС, РЯИЛ. Основные этапы жизненного цикла семьи.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ. Е. ДЮВАЛЬ В 1950 ГОДУ ПЕРВЫМ ОПУБЛИКОВАЛ РАБОТУ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ПОДРАЗДЕЛИЛ ЖЦС НА ВОСЕМЬ СТАДИЙ: 1. Супружеские пары без детей; 2. Появление детей в семье; 3. Семья с детьми-дошкольниками; 4. Семьи с детьми- младше школьниками; 5. Семьи с подростками; 6. Уход молодых людей из семьи; 7. Средний возраст родителей; 8. Старение членов семьи.
Фазы жизненного цикла семьи. Образование семьи = вступление в брак; Начало деторождения = рождение первого ребенка; Окончание деторождения = рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» = вступление в брак.
Общие представления о жизненном цикле семьи. Жизненный цикл – некоторая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Смена происходит из-за определенных объективных причин, например – возраст, рождение, смерть и т.п. Чтобы перейти на новую ступень развития, семье необходимо: совершить изменения в своей структуре; адаптировать к текущей ситуации основные правила семейного функционирования; выработать новый образ самих себя. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисами. Успешность решения задач предыдущих стадий определяет и успешность прохождения следующих.
Нормативные семейные кризисы. Нормативный кризис характеризует переход между стадиями жизненного цикла и переживается практически каждой семьей. При успешном разрешении кризисной ситуации происходит, как правило, гармоничное развитие семьи и личностный рост ее членов. В. Сатир (1992) выделяет десять основных кризисных этапов в семейном цикле: Зачатие, беременность и рождение первого ребенка. Начало освоения ребенком человеческой речи. Налаживание отношений ребенка с окружающей средой. Вступление ребенка в подростковый возраст. Взросление ребенка, оставление родительского дома. Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять). Наступление климакса в жизни женщины. Уменьшение сексуальной активности мужчин. Становление родителей в роли бабушек и дедушек. Уход из жизни одного из супругов.
Период ухаживания (монада). Задачи, которые решаются на этой стадии: Дифференцировать себя от родительской семьи; Сформировать собственную идентичность; Развить близкие отношения с равными (членами своего круга), профессиональную карьеру, взрослый стиль жизни; Установить сбалансированные отношения с расширенной семьей; Применить на собственном опыте правила родительской семьи. Укрепить личные границы; Развить навыки взаимодействия с противоположным полом. Трудности, которые могут возникнуть на этой стадии: Эмоциональная дифференциация; Отношения с членами своего круга: изоляция, одиночество.
Молодые супруги без детей (диада). Два взрослых, независимых человека объединяются вместе. Они должны совместить свой жизненный опыт, распределить роли в семье, правила, обязанности. Задачи, которые решаются: Установить семейные границы (внутренние и внешние); Создать оптимальный баланс близости и отдаленности; Распределить роли в семье; Установить иерархию; Договориться о семейных правилах; Согласовать дальнейшие жизненные планы; Понять и принять друг друга. Трудности, которые могут возникнуть: Ощущение «ловушки»; Страх выявленных различий; Изоляция; Сексуальные проблемы (из-за неопытности, разницы в воспитании, в личном опыте); Проблемы управления домашним хозяйством; Проблемы с родственниками.
Рождение первого ребенка (триада). Задачи, которые решаются: Пересмотр установившихся правил поведения и разделения функций; Принятие родительских ролей; Ревизия отношений с расширенной семьей; Согласование представлений о воспитании ребенка; Справиться с энергетическим истощением и недостатком частной жизни. Трудности, которые могут возникнуть: Увеличивается дистанция между супругами; Мужчина чувствует себя «ненужным» в семье; Дефицит самореализации матери вне семьи; Риски триангуляции; Неоправданные ожидания, связанные с рождением ребенка.
Рождение второго ребенка. эта стадия похожа на предыдущую, но задачи этой стадии приходится решать по-новому: другой ребенок – другой характер. Чаще всего второй ребенок – это ребенок «для родителей» - его заводят более осознанно. Задачи, которые решаются: Адаптироваться к потребностям ребёнка в поддержке процесса его роста; Адаптироваться к новым условиям семьи; Включить нового члена семьи в систему. Трудности, которые могут возникнуть: (Помимо трудностей предыдущего этапа) Соперничество между сиблингами; Новые возможности для коалиций и усиления борьбы за власть; Сложности в «переносе навыков» с предыдущего этапа (недооценка уникальности личности нового ребенка и новой ситуации).
Выход детей во внешний мир. Ребенок впервые идет в школу. Особенно остро переживается в гиперсоциализирующихся семьях (которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные). Задачи, которые решаются: Проверка эффективности семейного воспитания внешними институтами; Разделить ответственность за социализацию с внешними институтами; Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста конструктивным путём; Развить индивидуализированные роли, не основанные на семейной ответственности. Трудности, которые могут возникать: Трудность в эмоциональным самовыражении ребёнка; Трудность с урегулированием новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка, а также конфликты с другими культурами; Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной сфере.
Зрелая стадия брака (семья подростка). начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Задачи, которые решаются: Сбалансировать свободу и ответственность как факторы развития подростка; Увеличить гибкость семейных границ для того, чтобы дети могли приходить и уходить; Развить партнёрство и идентичность в семье и вне семьи. т.е. провести эмоциональную сепарацию подростка от родителей; Перераспределить роли с учетом изменения стиля жизни подростка; Наладить собственные отношения без участия ребенка. Трудности, которые могут возникнуть: Конфликты родителей и подростков, особенно по поводу независимости; Совпадение подросткового кризиса у подростка с кризисом среднего возраста у родителей; Приспособление к возрастным изменениям самих супругов; Необходимость ухода за престарелыми родителями, переживание их смерти.
Выросшие дети покидают дом. Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным, если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Задачи, которые решаются: Отпустить молодого взрослого человека, но сохранять поддерживающую домашнюю базу; Перераспределить роли; Компенсировать утратившие актуальность родительские функции; Вновь научиться взаимодействовать в диаде, «глаза в глаза». Трудности, которые возникают на этой стадии: Трудности в разделении; Проблема стагнации родительских чувств; Повышение родительской тревожности, эмоциональная независимость зависимость от детей; Трудности с самореализацией вне родительства; Обострение старых разногласий и проблем.
Последние стадии жизненного цикла. Родители среднего возраста (от момента, когда последний ребёнок покидает дом, до ухода на пенсию). Задачи, которые возникают на этой стадии: Перестроить материальные отношения; Поддерживать родственные связи со старшим и младшим поколениями; Сохранить идентичность/функциональность в ситуации психологического спада; Найти хобби, увлечения вне работы. Трудности, которые возникают на этой стадии: Тяжесть потери родительской роли или перераспределения супружеских ролей; Чувство «покинутости» того супруга, который раньше оказывается на пенсии; Индивидуальные переходы: менопауза, «кризисы» карьеры в середине жизни, столкновение со старением; Неспособность принять статус прародителя и конфликты с родственниками по закону; Трудность в предоставлении, эмоциональной, финансовой, физической поддержки взрослым детям и собственным пожилым родителям.
Переход к стареющей семье – уход на пенсию. Задачи, которые возникают на этой стадии: Принять и адаптироваться к уходу на пенсию. Трудности, которые возникают на этой стадии: Трудности в урегулировании изменений супружеской роли, потеря социальных сетей и связей, связанных с работой, время досуга; Финансовые проблемы: уменьшенный или недостаточный доход; Проблемы со здоровьем.
Последние стадии жизненного цикла семьи (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов). Задачи, которые решаются: Переживание смерти своего супруга; Принятие на себя функций умершего; Адаптироваться к психологическому спаду; Возобновление (активизация) контактов с другими родственниками; Принятие роли «старшего поколения», включая переход центральной роли к старшим детям; Поиск смысла жизни; Переживание кризиса конца жизни. Трудности, которые могут возникать: Реакция горя; Одиночество, социальная изоляция, другие негативные ролевые изменения; Позиция «доживания»; Хронические, связанные с возрастом, проблемы физического и душевного здоровья; Конфликты, связанные со смещением власти в поколениях; Недовольство прожитой жизнью и вследствие этого – окружающими; Страх смерти.
Для каждой фазы жизненного цикла семьи существуют примерные возрастные рамки, свойственный каждой культуре. В случае сильных отличий возраста членов семьи от нормативных можно прогнозировать возможные трудности перехода. Наиболее распространенные отклонения: поздние или слишком ранние браки; ранний или поздний возраст заведения детей; большая возрастная разница между супругами; долгие или очень короткие промежутки между знакомством и браками или между браками.
Семья повторного брака Проходит через дополнительные этапы развития. Такие смешанные семьи должны проходить одновременно 2 процесса развития: В соответствии с возрастом семьи; В соответствии с возрастным этапом членов семьи. 1. Сепарация / развод. Задачи: Эмоциональное отделение от бывшего партнера; Обретение чувства собственного достоинства и независимости; Разрешение себе горевать о разрушенном браке; Приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной семьи. 2. Неполная семья. – Реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком (новые обязанности). Преодоление чувства вины и гнева. Создание новой системы социальной поддержки.
3. Ухаживание. – Появление желания близких отношений. Принятие конфликта в новых отношениях без страха. Подготовка ролей для новых членов семьи. 4. Повторный брак – Установление новых традиций. Создание новых альянсов, границ.