«Российская империя в начале XIX века»
План урока: 1. Повторение и обобщение материала по теме «Начало царствования Александра I» 2. Территория и население России к началу XIX века. 3. Политический строй. 4. Социальный общественный строй. 5. Экономический строй.
Домашнее задание: 1. написать Эссе по теме «Образ России в начале века» 2. изучить параграф 3 стр учебника А.Н. Боханова и дать общую характеристику России в начале 19 века.
Задание 1. Ты человек XXI века попал в 1801 год и встретился с царем Александром I. Ты уже знаешь итоги и последствия его внутренней и внешней политики из обзорной беседы. В каких начинаниях ты бы поддержал царя? От чего бы убедил его отказаться? Какие аргументы ты бы привел? Используй в своем ответе ПОПС-формулу: - Я считаю что… -Потому что… Например… Следовательно…
Задание 2. Представьте встречу Александра I и Михаила Михайловича Сперанского. Составьте разговор между ними. Какие вопросы не вызвали между ними спора?
Задание 3. О какой исторической личности идет речь Он ненавидел французскую революцию, боролся со свободомыслием и либерализмом. Запрещались французская одежда, ввоз книг и журналов из-за границы. В армии вводились прусские порядки. Он заботился о солдатах. Пытался возродить идеалы средневекового рыцарства с безоговорочной преданностью императору. В его правление началась карьера Аракчеева. Экономическая политика была направлена на развитие отечественной промышленности и развитие внутреннего рынка. Шло активное освоение Аляски, Алеутских остовов и тихоокеанского побережья Северной Америки, до Сан-Франциско.
Павел I
Задание 3. О какой исторической личности идет речь За долгие годы своей военной карьеры не потерпел ни одного поражения и был удостоен самого высокого звания – генералиссимуса. Девять лет прослужил рядовым солдатом. Ревностно относился к своим обязанностям, закаливал себя, стойко переносил голод, холод, усталость. Своими друзьями называл Александра Македонского, Юлия Цезаря и Ганнибала. Написал книгу «Наука побеждать».
Александр Васильевич Суворов
«Лингвистический конструктор». Из приведенных ниже слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам. 1. Управление, система, государство. 2. Система, внутри, общество, состав общества, отношения. 3. Производство и торговля, в стране, организация.
Что вы можете сказать на основе этих данных? Правитель Присоединение территорий В результате каких событий Петр IВыход к Балтийскому морю Война России со Швецией Екатерина II Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, часть Польши Раздел Речи Посполитой Часть Черноморского побережья (Новороссия), Крыма, Кубани, ряда северо-кавказских земель Русско-турецкая война Территория проживания осетин, чеченцев, ингушей Желание народов В составе Империи также были Камчатка, Приморье, Аляска, Алеутские острова, часть Северной Калифорнии. В начале 19 века к территории России были присоединены Грузия, Финляндия, Царство Польское, Бессарабия.
Территория Российской империи к началу XIX века К концу XVIII века Российская империя простиралась от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Северного Причерноморья, Кавказа. В начале 19 века к территории России были присоединены Грузия, Финляндия, Царство Польское, Бессарабия Население – около 44 млн. человек Национальный состав: - Славянские народы (русские, украинцы, белоруссы) -Финноугорские (мордва, мари, удмуриы, карелы) -Тюркские (татары, башкиры, чуваши) -Прибалтийские (эстонцы, латыши, литовцы) -Народы Севера и Сибири (якуты, эвенки, буряты, нанайцы, чукчи, тунгусы) Религии: - Православные (87% населения) -Старообрядцы -Мусульмане -Другие (буддисты, католики, язычники и пр.)
Задание: исследуя раздаточный материал, необходимо определить основные черты развития России к началу XIX века. 1 группа будет изучать систему государственного управления Российской Империей, 2 группа- социальную структуру общества, 3 группа – экономику Российской империи в начале XIX века. Каждая группа, исследуя тему, составляет мини- схемы, делает пометки либо составляет план ответа, что поможет вам обобщить изучаемый материал и лучше его усвоить. На работу дается 5 минут, регламент выступления каждой группы не более 2 минут.
14 Россия – империя, власть императора ничем не ограничена (самодержавие) Император (царь) Синод – орган управления церковными делами Сенат – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган Министерства: осуществляют исполнительную власть На местах – назначаемые царём губернаторы назначает Политический строй назначает
Сословия. Дворянство
Сословия. Духовенство
Сословия. Купечество.
Крестьянство
Сословия. Мещане
Сословия. Казачество
Проблемы (вопросы), стоявшие перед Россией Необходимость модернизации 1. Вопрос о самодержавии (абсолютизме). 2. Сословный вопрос. 3. Вопрос о крепостном праве. 4. Вопрос о правах человека.
Тест «Российская империя в начале XIX века» 1. Около 87% населения России придерживалось веры: А) православной Б) старообрядческой В) католической 2. Самым богатым и образованным сословием начала XIX века было: А) купечество Б) дворянство В) мещанство
Тест «Российская империя в начале XIX века» 3. На какие единицы делилась территория России? А) республики Б) губернии и уезды В) районы и округа Г) земли и области 4. Кто в России относился к непривилегированным сословиям? А) священники Б) мещане В) гвардейцы Г) дворяне
Тест «Российская империя в начале XIX века» 5. О чем свидетельствовало преобладание в составе населения Российской империи в начале XIX века крестьянства А) в сельском хозяйстве отсутствовали феодальные пережитки Б) Россия оставалась аграрной страной В) территория располагалась в зоне, удобной для земледелия 6. Почему государственный строй Российской империи в начале XIX века характеризуется как самодержавный? А) не было разделения властей Б) высшим законодательным органом власти был Сенат В) центральные выборные органы власти не играли значительной роли
Ключ к тесту 1. А 2. Б 3. Б 4. Б 5. Б 6. А
Образ России начала XIX века в цвете Желтый – Россия, государство, в котором назрела необходимость перемен Зеленый – Россия, страна в которой важнейшими ценностями являются патриотизм, вера, духовность Фиолетовый – Россия крепостная страна, отстающая от стран Европы.