ТИПЫ И ВИДЫ проектов
Дж. Дьюи и его ученик Родоначальником метода проектов считается американский педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Кильпатрик (1918 г.) В 20-х годах двадцатого века метод проектов заинтересовал советских педагогов. И поэтому, метод проектов можно отнести к тому новому, которое стоило бы назвать хорошо забытым старым. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проект: в переводе с латинского – брошенный вперед; реалистичный замысел, план о желаемом будущем; деятельность с определенными целями, часто включающими требованиями ко времени, стоимости и качеству результатов; совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
Типы проектов по сферам деятельности Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта
Различают: 1. Технический Различают: 1. Технический Строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.
2. Организационный Реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);
3. Экономический Приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);
4. Социальный Реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений
5. Смешанный Проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).
Классы проектов 1. Монопроекты – отдельные проекты, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты) ; 2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда моно проектов и требующий применения много проектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем много проектного управления); 3. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно – и мульти проектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т. д.).
Масштабы проектов 1. Малые проекты – капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты тыс. человеко-часов. Примеры: опытно – промышленные установки, небольшие промышленные предприятия, модернизация действующих производств. 2. Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Отличительные черты: капиталовложения – от $ 1 млрд. и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) – обычно консорциум фирм, трудоемкость – 2 млн. человеко-часов – на проектирование, млн. человеко- часов – на строительство, 5 -7 и более лет – срок реализации.
Виды проектов Различаются по характеру предметной области проекта: 1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций; 2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций; 3. Научно – исследовательский; 4. Учебно-образовательный; 5. Смешанный.
По длительности 1. Краткосрочный – до 3-х лет; 2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет; 3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет
Учебный проект – это: способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему;
Классификация проектов: МЕТОД И ВИД ДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ Исследовательский Информационный Материальный Творческий Ролевые-игровые Практико- ориентированный Комплексный
Исследовательские проекты Данные проекты представляют собой мини-исследование, проводимое в любом направлении, и требуют хорошо продуманной структуры.
Информационные проекты Проекты направлены на сбор, анализ и предоставление информации о каком- либо объекте.
Материальные проекты Направлены на создание материальных изделий (инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий).
Творческие проекты Не требуют хорошо проработанной структуры. Результатами могут быть газета, видеофильм, сценарий и т.д.
Ролево-игровые проекты Участники данного вида проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Практико-ориентированные проекты Требуют хорошо продуманной структуры. Ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал, дизайн помещений и т.д.
Комплексный проект Проект, включающий компоненты разных видов проектов.
ПРЕДМЕТНО- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Монопроект Межпредметный
Монопроекты Проводятся в рамках одного учебного предмета. Изобразительная деятельность
Межпредметные проекты Объединяют несколько предметов. математика экономика материаловедение
ХАРАКТЕР КОНТАКТОВ Внутренний Региональный Международный
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ Коллективный Парный Групповой Массовый
ПРОДОЛЖИТЕЛЬ НОСТЬ ПРОЕКТА Краткосрочный Средней продолжительности Долгосрочный
1. Варианты проблем, которые важно исследовать 2. Выбора темы проекта, его типа, количества участников. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Практическая работа Задание. Расставьте в хронологическом порядке этапы работы над учебным проектом. 1. Поиск информации 2. Презентация 3. Проектирование (планирование) 4. Проблема 5. Рефлексия (анализ) 6. Портфолио проекта 7.Продукт
Алгоритм учебного проекта: 1. Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4. Продукт 5. Портфолио проекта 6. Презентация 7. Рефлексия (анализ)
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает обучающемуся возможность экспериментировать, синтезировать, полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации профессионального обучения.